Музей командира крейсера «Варяг» В.Ф.Руднева

Тульская область – средоточие мест, связанных с людьми, оказавшими влияние на историю и культуру нашей страны. К таким местам относится и деревня Савино Заокского района, где находится музей Всеволода Руднева, контр-адмирала и одного из самых знаменитых героев военно-морского флота. Экспозиция музея рассказывает о его личности, жизненном пути, а также о событии, которое стало поворотным в его судьбе – бое у Чемульпо.

Всеволод Фёдорович Руднев

Всеволод Фёдорович Руднев

Командир крейсера «Варяг», герой Русско-японской войны 1904–1905 годов. Флигельадъютант императора Николая II (1904), контрадмирал русского флота (1905).

Крейсер «Варяг»

Крейсер «Варяг»

Бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901–1904 годах. Участник боя у Чемульпо (1904).

В сражении, которое произошло 27 января (9 февраля) 1904 года, в самом начале Русско-японской войны, столкнулись крейсер «Варяг» под командованием Всеволода Руднева, канонерская лодка «Кореец» и восемь японских военных кораблей. Контр-адмирал Руднев и его сослуживцы приняли и стоически выдержали заведомо неравный бой с противником, и,в результате название крейсера «Варяг» стало нарицательным.

Открытие музея

Музей был открыт в феврале 2004 года – к столетней годовщине сражения.

Тульская область – особое место для Всеволода Руднева,
на пути между селом Савиным и деревней Мышенки, располагался дом контр-адмирала Руднева, в котором он жил вместе с семьей: женой Марией Николаевной и тремя сыновьями — Николаем, Георгием, Пантелеймоном. До сих пор окрестности хранят память о Рудневых, а место, где находилось имение, по сей день в народе по сей день называют Рудневской Глухушей. В Савино находятся отреставрированная действующая церковь Казанской иконы Божьей матери, а рядом с ней – мемориал и могила Всеволода Фёдоровича. За годы работы с общественными организациями были налажены партнерские отношения. В музее ежегодно проводит образовательные и памятные мероприятия.

Обновление и модернизация экспозиции музея призваны
не только привлечь новые туристические потоки в Тульскую область и сформировать вокруг музея новую историко-культурную среду.

Внутренняя планировка музея включает:

01

Общественное пространство — стойка администрации, кассовая зона, гардероб, сувенирный магазин, вендинговые автоматы, туалеты.

02

Экспозиционное пространство представляет собой два основных зала, включающие
в себя постоянную и временную экспозиции.

03

Образовательное, коммуникационное пространство — основной зал, благодаря своему техническому оснащению, может служить также и местом проведения мероприятий.

План музея

Вокруг экспозиции, как основного смыслового блока музея, строится вся экскурсионная, образовательная и коммуникационная деятельность. Экспозиция формируется с использованием современных оформительских приёмов и методик восприятия посетителем экспозиционных и технологических решений.

Сценография пространства строится на диалоге и переплетении двух блоков – историческом (ретроспективном) и личном. Блоки взаимно проникают друг в друга и тесно связаны, но тем не менее имеют тематическую привязку к определенной зоне внутри пространства. Эта связь позволяет наиболее широко осветить как исторические факты (историю события, предшествующей ему политической ситуации) и технологические аспекты судостроительства конца XIX – начала XX века, так и личную историю непосредственного героя экспозиции – Всеволода Руднева, которому посвящен музей.

Таким образом, опорными блоками структуры Экспозиции становятся две мета-темы, которые раскрывают темы и сюжеты разного уровня: «МОРЕ» и «ЧЕЛОВЕК».

01

«МОРЕ»: исторический, научно-популярный слой

Внутри темы раскрывается история подвига экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», история и технологические характеристики обоих судов, демонстрируется ход боя у Чемульпо, а также дается краткая справка исторической и политической ситуации на момент начала Русско-японской войны 1904-1905 годов. Последовательное знакомство с сюжетами способствует погружению в контекст исторической эпохи и морских сражений.

02

«ЧЕЛОВЕК»: личностный слой

Данная тема переводит фокус с глобальных исторических событий, влияющих на огромную страну, на конкретного человека и линию его жизни. Через сюжеты последовательно показаны периоды детства и взросления Всеволода Руднева, особенностей его воспитания, выбор профессии, интересы и воспоминания его потомков и современников. Тема «Человек» носит более эмоциональный характер и показывает,
что героизм, который может войти в историю, рождается из «малого».

Развитие прилегающей территории

Проект модернизации музея не ограничивается внутренними стенами здания. Активная позиция социокультурного учреждения проявляется в уровне его коммуникации с миром. Одним из способов такой коммуникации является развитие прилегающей территории, при этом, в уличных решениях должна сохраняться музейная идентичность.

Автобусная остановка
Автобусная остановка
Парковочная зона
Парковочная зона
Прогулочная зона
Прогулочная зона
Оформление фасада музея
Оформление фасада музея
Прогулочная зона
Прогулочная зона

Другие проекты

    Заявка на разработку проекта Давайте вместе сделаем ещё один замечательный проект!