Технологии в музее

«Хотим, чтобы в нашем музее было больше мультимедиа-технологий, больше интерактива» – с такого запроса от будущего заказчика зачастую начинается наша история общения по проекту. Что кроется за этим желанием на самом деле? Стать более популярным? Более интересным посетителю? Привлечь молодёжь? Давайте посмотрим на этот запрос шире.

Для экспозиционера технологические решения в музее – это такой же инструмент подачи предмета или темы, как свет, витрины, подиумы, инфографика. Сегодня эти инструменты не могут существовать разрозненно и работают только в связке, объединённые в общую концецпию сценографии проекта.

Почему отношение к проектированию экспозиций (достаточно традиционной области человеческой деятельности) изменилось в 21 веке? Ценность информации как таковой в музее стала значительно ниже в повсеместным появлением мобильного Интернета. При этом возросла ценность интерпретации, медиаторства, когда музей становится проводником в мире огромного количества доступной информации и доносит до посетителя историю, которой посетитель доверяет. Параллельно происходит ряд социальных процессов, также влияющих на создание музейных экспозиций – возрастание количества индивидуальных посетителей (в противовес посещению в составе экскурсионных групп), усиление конкуренции за досуг (примущественно в крупных городах), курс музеев на открытость и популяризацию.

Под формулировкой «проектирование мультимедийных решений в экспозиции» часто скрывается более широкое представление о проектировании эмоционального и пространственного опыта посетителя. Технологии действительно способны усилить этот опыт, если не воспринимать их только как «тач-панели» или «экраны». Сложносоставные, трансмедийные инсталляции, решения на стыке физического и цифрового миров – создают контекст вокруг предмета, позволяют погрузиться в дополнительные слои информации, транслируют заложенные в музейной концепции образы и нарративы, подстраиваются под различные аудитории, даже способны управлять самочувствием посетителя.

Среди множества технологического инструментария в создании экспозиции применяются такие решения, как: видеомэппинг, карты с распознаванием меток, интерактивные проекционные стены, индивидуальные и узконаправленные акустические системы, мультимедийные макеты, витрины со встроенными электронными этикетками, передвижные информационные терминалы и многое другое. Не стоит забывать и о «немультимедийном интерактиве»: выдвижные системы, открывающиеся модули, кинетические манипуляторы при правильном применении не меньше, чем цифровые решения, способны захватить внимание современного посетителя.

Внедряя технологическую составляющую в экспозицию особенно важно сохранять музейную идентичность, потому что в попытке разработать «игру», «фильм», «программу виртуальной реальности» только потому что это «технологично», музей выходит на поле более крупных игроков кино- и игровой индустрии, и неибежно проигрывает на нём, имея зачастую более скромные финансовые возможности. Поэтому необходимо не увлекаться технологиями просто потому что это модно, а рассматривать их именно в контексте того, как они способны улучшить восприятие предмета и тематики экспозиции, и всегда помнить о своей идентичности и своём посетителе.

Отправить заявку на разработку концепции для вашего музея