Принцип внимания № 1: Избирательность внимания посетителя музея

9.08.2020 #исследования#музейнаянавигация

 

Вторая часть серии материалов по статье Стивена Битгуда «Средовая психология в музеях, зоопарках и других выставочных центрах», в которой обобщаются знания о реакциях и поведении посетителей на выставках. Узнать больше о деятельности профессора психологии С. Битгуда  можно в статье «Три основополагающих принципа внимания посетителей музеев (по С.Битгуду)».

Полное название статьи: Bitgood S. (2002), “Environmental psychology in museum, zoos, and other exhibition centers”, in Bechtel R., Churchman A., Handbook of Environmental Psychology, John Wiley and Sons, New York

Представляем адаптированный перевод части статьи, посвящённой выставочным пространствам.

Принцип внимания № 1: Избирательность внимания

С одной стороны, наше внимание можно назвать избирательным в том смысле, что некоторые вещи его привлекают, в то время как другие нет. С другой стороны, избирательность проявляется в том, что в определённый момент времени мы, как правило, можем уделять внимание только чему-то одному. Если посетители могут быть привлечены только одним элементом выставки, то что это будет за объект? Привлечение внимания посетителей является первым шагом в процессе передачи образовательного сообщения. Посетители должны сначала обратить внимание на этикетку, прежде чем они смогут получить из неё какую-либо информацию.

Два очевидных фактора, влияющих на привлечение внимания, — это значимость или различимость выставочного элемента и циркуляция посетителей в пространстве музея.

1. Значимость / различимость экспоната

Можно выделить определённые факторы, влияющие на различимость или выраженность объекта в выставочном пространстве:

  • Изоляция. Объект, изолированный от других объектов скорее всего привлечёт всеобщее внимание (e. g., Melton, 1935; 1972). Увеличение количества стимулов вокруг объекта снижает вероятность того, что он будет замечен, особенно если в нём отсутствуют другие существенные факторы привлечения внимания.
  • Размер. Более крупные объекты получают больше внимания, чем более мелкие (e.g., Bitgood & Patterson, 1993).

  • Контрастность формы и фона. Объекты, которые смешиваются с фоном, могут игнорироваться, потому что им не хватает силы для привлечения внимания. На языке теории обнаружения сигналов фоновый шум затрудняет обнаружение стимула.
  • Мультисенсорные характеристики. Добавление звука, запаха или прикосновения к экспонату привлекает больше внимания (иногда ценой меньшего внимания к другим объектам (e.g., Melton, 1972).
  • Освещение. Несомненно, общий уровень освещения влияет на то, будет ли объект замечен. Дополнительно выделить элемент экспозиции можно с помощью точечного освещения, создавая контраст между объектом и его окружением.

  • Линия видимости. Проще обратить внимание на объект, который легко попадает в поле зрения зрителя. Один из критериев — расстояние от пола. Объекты, расположенные на высоте 183-213 см над полом, часто остаются незамеченными, потому что люди обычно не смотрят вверх (Bitgood, Benefield, & Patterson, 1989; Bitgood, Conroy, Pierce, Patterson, & Boyd, 1989). Другой момент касается видимости поясняющих текстов. Внимание посетителя обычно сосредоточено на объекте, поэтому если этикетаж не находится рядом с соответствующим экспонатом, например, на ограждении перед ним, то вероятность того, что этикетка будет замечена и прочитана, снижается (Bitgood, Hines, Hamberger, & Ford, 1990).

2. Циркуляция посетителей

Многие экспонаты игнорируются из-за специфики маршрутов посетителей. Если маршрут посетителя не лежит мимо объекта, чаще всего этот объект не будет удостоен внимания. Следовательно, очень важно понимать факторы, которые влияют на циркуляцию посетителей в выставочной среде (Bitgood, Hines, Hamberger, & Ford, 1991; Melton, 1935).

  • Притяжение заметным объектом. Крупный экспонат будет влиять на поток, создавая у посетителей тенденцию двигаться в его сторону или приближаться к нему после входа в выставочное помещение (Bitgood, et al., 1991). Ориентир-объекты влияют на маршрут, который, в свою очередь, воздействует на то, получат ли внимание другие объекты. Например, посетители, скорее всего, обойдут и, следовательно, проигнорируют менее заметный объект, чтобы приблизиться и увидеть более примечательный экспонат.
  • Притяжение (или отвлечение) открытой двери. Мелтон (1935) обнаружил, что у посетителей была сильная тенденция, войдя в галерею, двигаться вдоль правой стены и выходить через первую открытую дверь. Когда дверь была закрыта, так что посетители должны были выходить через ту же дверь, что и вошли, посетители стали более полно циркулировать по галерее, уделяя внимание большему количеству экспонатов. *Об этом и других исследованиях Мелтона мы писали в статье «Паттерны поведения посетителей и восприятия музейной информации».
  • Расположение элементов / объектов. Расположение объектов в выставочной среде определяет то, как люди будут перемещаться в пространстве (e. g., Bitgood, Hines, Hamberger, & Ford, 1991). В каждом выставочном зале есть «горячие» и «холодные» точки внимания посетителей, на которые хотя бы частично влияют схемы циркуляции. Слишком большое количество участков экспонирования делают поток посетителей хаотичным, из-за чего одним экспонатам достаётся много внимания, а другим — в разы меньше. При хаотичной циркуляции посетители пропускают экспонат, скорее всего, непреднамеренно. Если же есть чёткий путь или порядок просмотра экспонатов, вероятность того, что каждый объект привлечёт внимание, выше.
  • Инерция. Посетители, как правило, продолжают движение по прямой линии, если какая-то сила (например, примечательный экспозиционный объект) не изменит направление их движения. Предложенный Мелтоном «градиент выхода» является особым случаем. Мелтон (1935) определил «градиент выхода» как тенденцию проходить кратчайшее расстояние между входом и выходом при движении по галерее.
  • Поворот направо. В отсутствие других сил (см. выше) посетители имеют тенденцию поворачивать направо при входе в экспозиционное пространство (e. g., Melton, 1935).

Мы рассмотрели первый принцип внимания по С. Битгуду в адаптированном переводе его статьи «Средовая психология в музеях, зоопарках и других выставочных центрах».

Следующие два принципа: 2. зависимость внимания от мотивации и 3. ограниченность ресурса внимания.

Текст: Екатерина Волкова
Редактор: Ирина Кирюхина
Анимация: GIPHY

Отправить заявку на разработку концепции для вашего музея