Год пандемии или как музеи пережили карантин

19.03.2021 ##covid-19 #коронавирус #музеивпандемию

 

11 марта – официальная дата признания вспышки короновирусной инфекции пандемией. В связи с годовщиной этого события мы решили осветить ее влияние на музейную сферу.

Карантинные меры серьезно повлияли на работу музеев. Вокруг сложившейся ситуации проходит немало дискуссий. Например, в июне 2020 состоялся онлайн вебинар, организованный UNESCO и ICCROM. Он был посвящен работе музеев после пандемии (с записью можно ознакомиться здесь). Европейский центр НЕМО (Network of European Museum Organizations) исследовал 650 музеев из 41 страны в период пандемии, и представил свои данные.

Согласно исследованию, в котором участвовали в основном европейские музеи, 92% из них не принимали посетителей и понесли существенные финансовые убытки.

75-80% дохода потеряли крупные музеи, на которые сильно повлияло глобальное сокращение туризма. Культурный туризм составляет на сегодня 40%, то есть 4 из 10 туристов выбирают место для отдыха, основываясь на его культурных предложениях.

3 из 5 музеев сообщили, что теряют в среднем 20 тысяч евро в неделю из-за закрытия.

Музей естественной истории Сан-Диего

 

Надо отдать должное тому, что опора на диверсифицированный спектр источников дохода делает европейские музеи гибкими. По данным опроса, музеи, полагающиеся на частное финансирование, находятся в большей уязвимости. До сих пор большинство музеев испытывают значительное снижение доходов и пытаются решить эту проблему. Музеи 12 стран сообщают, что ведутся дискуссии о создании чрезвычайного фонда культуры, в 8-ми странах резервный фонд уже существует. Музеи 15-ти стран заявляют, что в их стране нет схемы экстренного финансирования.

Согласно опросу, всем музеям удалось сохранить основной штат сотрудников. Около 70% музеев изменили задачи персонала в соответствии с текущими потребностями. Однако 3 из 10 музеев приостановили контракты с внештатными работниками, и 3 из 5 музеев полностью заморозили свои волонтерские программы.

Музеи были вынуждены изменить подход к организации рабочего процесса. Около 50% музеев заявили, что более 80% сотрудников во время карантинных мер работали из дома.

Королевский музей изящных искусств в Брюсселе

 

Более 60% музеев увеличили свое присутствие в Интернете после того, как были закрыты из-за  требований по соблюдению социального дистанцирования, и  только 13,4% увеличили свой бюджет на онлайн-деятельность.

Более 70% музеев расширили свою деятельность в социальных сетях. Большинство из них рассматривают возможность активнее предлагать подкасты, вести прямые эфиры и создавать тематические игры.

Посещаемость виртуальных туров и онлайн-выставок существенно выросла. Почти 80% музеев используют в основном Facebook и почти 20% Instagram для своего продвижения. Половина респондентов заявили, что их музей теперь предоставляет одну или несколько новых онлайн-услуг.

 

Крупнейшие мировые музеи открыли «представительство» в сети Интернет

 

Британский музей, Лондон

 

Версальский дворец, Париж 

 


Лувр, Париж

 

Музей Ватикана, Ватикан (Рим)

 

Национальный музей современного искусства, Сеул

 

Профильные организации и заинтересованные лица на данном этапе советуют направить все усилия на повышение цифровой грамотности музеев: создание цифровых приложений, оцифровку коллекций. Не менее важным является построение диалога между музеем и обществом, ведь именно музеи способствовали уменьшению ощущения изоляции и одиночества в период пандемии. Кроме того, важен диалог между самими музеями, и совместная работа во всех направлениях для преодоления дальнейших кризисов.

И, конечно, важным является возвращение посетителей. Многие музеи во время карантина говорили о том, что экспонаты физически нуждаются в зрителях.

Большинство музеев уже начали свою работу с соблюдением мер безопасности – это предварительная запись на посещение, ограничение количества зрителей, регуляция маршрутов и времени посещения, обязательное использование средств индивидуальной защиты.

    Отправить заявку на разработку концепции для вашего музея