Инклюзия в музее.
Программы для слабовидящих посетителей

Адаптация музейных пространств для людей с физическими и ментальными особенностями — важный аспект, на который музеи стараются чаще обращать внимание на протяжении нескольких лет. Этот вопрос сложно игнорировать, если музей хочет позиционировать себя, как идущий в ногу со временем и соответствующий требованиям общества, одной из ценностей которого является создание адаптированной среды для людей с ограниченными возможностями. И хотя музеи, как и многие другие общественные пространства, находятся в самом начале пути решения этого вопроса, существуют примеры успешно проделанной работы в этом направлении. Для того, чтобы избежать ошибок, музеи взаимодействуют между собой и обмениваются опытом.

Стоит отметить, что создать среду без барьеров не так просто ввиду ограниченного количества успешных практик и отсутствия ресурсов — как материальных, так и, своего рода, человеческих, потому что не все сотрудники музеев оказываются готовы работать с посетителями, имеющими ограниченные физические возможности. Однако, как показывает опыт, при достаточном объёме мотивации эти препятствия можно преодолеть.

Многие примеры работы музеев с инклюзией связаны с адаптацией помещений и экспозиций для незрячих или слабовидящих людей.

Первый шаг, который музеи делают по направлению к безбарьерной среде — начинают обсуждать эту тему, обмениваются опытом. Например, уже в начале 2016 года на базе Государственного Эрмитажа был проведен Круглый стол «Ощущая пространство и время. Музейные программы для слепых и слабовидящих». Принять участие приехали представители музеев со всей России. Еще один пример — Музей современного искусства «Гараж» провел интенсивный тренинг «Мир ощущений», где присутствовали представители не только отечественных музеев, но и зарубежных.

Второй шаг заключается в обучении основам взаимодействия и психологической подготовке к работе с незрячими или слабовидящими посетителями сотрудников музея, которые могут испытывать дискомфорт, чувство жалости, иметь определенные предубеждения. Сотрудники музея также должны обладать определенными знаниями, касающимися этических и психологических вопросов, поскольку это помогает при подготовке доступных экскурсий. Для этого могут быть организованы специальные образовательные мероприятия: лекции, курсы, конференции.

Третий шаг — готовность к недостатку материальных ресурсов. Менеджменту музеев необходимо продумать финансовую составляющую адаптации пространства для людей с ограниченными возможностями. Есть несколько вариантов решения этой проблемы: непосредственно поиск финансирования, в частности, привлечение спонсоров, а также некая смекалка и творческий подход к созданию экспозиций. Участники проекта «Искусство на кончиках пальцев» Екатеринбургского музея изобразительных искусств переняли опыт в использовании подручного материала у коллег из музея «Гараж», на практическом семинаре «Музей ощущений»: так, например, применив контур, можно сделать объемную картинку самостоятельно.

Чтобы объяснить детям, что из себя представляет чугун, с завода заказали чугунные материалы, которые можно потрогать, также кого-то из слушателей наряжали по подобию образов с изучаемых картин.

Примечательно, что тактильно исследовать экспозицию намного интереснее и детям, не имеющим проблемы со зрением.

Это, в свою очередь, может способствовать наиболее полной интеграции обеих групп детей.

И четвёртый шаг заключается уже непосредственно в подготовке плана экспозиции, технического оснащения помещений, планировании содержания и деталей.

Наиболее адаптированным для незрячих или слабовидящих людей музеем в России (от входной зоны до экспозиции) можно считать Дарвиновский музей в Москве. В этом музее везде, где необходимо, имеются указатели на шрифте Брайля, ограничительные желтые линии, есть также аудиосистема и копии экспонатов для тактильного осмотра.

Программы для незрячих посетителей Дарвиновского музея

Кроме того, музей организует передвижные выставки, проводит инклюзивные кинопоказы, сопровождающиеся закадровыми описаниями видеоряда, предоставляет вакансии людям с ограниченными физическими возможностями, устраивает выставки творческих работ, созданных ими самими, показывая этим, что музей – это не просто демонстрация экспонатов, а место интеграции людей из самых разных групп, стирая границы и неравенство между этими группами.

Государственный Исторический музей также обладает значительным опытом по адаптации музейного пространства для незрячих людей. В музее реализуется проект «Музей археологии для слепых детей в Историческом музее» («Прочти историю руками»), представлены объемные копии экспонатов и тактильные альбомы с наскальными рисунками, дополненные надписями на Брайле. Для программы создана база копий подлинных археологических предметов и дополнительных элементов.

Программы Государственного исторического музея для незрячих и слабовидящих посетителей

В Политехническом музее существует программа «Разные люди — новый музей», посвященная исследованию работы с инклюзией в научном музее. Музей инициирует различные обсуждения этой темы, лекции, на сайте в блоке «Вовлечение» активисты могут оставить свои предложения. В 2019 году при музее был создан первый в России Совет по доступности — инклюзивное сообщество, в которое вошли люди с различной формой инвалидности, активисты, представители НКО. Музей осуществляет проекты: трудоустройство людей с инвалидностью, студия мультипликации «Облака разных размеров и цветов», проект «Хаос в хорошем смысле», выставка «Истории, которых не было».

В рамках выставки «Истории, которых не было» собраны рассказы людей с разными формами инвалидности об их отношениях

с Москвой.

Программа «Разные люди — новый музей» Политехнического музея

Доступная среда для незрячих людей создается также в Музеях Московского Кремля: проходы к кассам оснащены тактильной плиткой, в павильоне есть тактильно-сенсорный терминал и аудиотактильная схема. В Детском центре Музеев Московского Кремля осуществляется программа «Музей на кончиках пальцев» для детей с нарушениями зрения, в рамках экспозиции подготовлены 3D-копии скульптур русских царей и цариц, тактильный макет Кремля.

Стоит отметить, что небольшие музеи работают с инклюзией не хуже и даже лучше крупных. В качестве примеров можно привести музей М.А. Булгакова на Большой Садовой.

В музее М.А. Булгакова существует проект «Пятое измерение „нехорошей“ квартиры», который представляет собой аудиопутешествие по этой квартире. Экскурсии проводятся как в отдельных группах для незрячих людей, так и в смешанных. Акцент экспозиции, в отличие от других музеев, сделан на особую аудиоатмосферу.

Спектакль для незрячих посетителей

При этом в музее есть буклеты для незрячих людей и план музея, а также указатели, путеводители, афиши, тщательно проработанные таблички и этикетки к экспонатам, набранные шрифтом Брайля.

Программы дополнили пешие экскурсии по различным булгаковским местам, рядом с «нехорошей квартирой» располагается музей-театр «Булгаковский дом», где поставлен спектакль для незрячих детей.

    Заявка на разработку проекта Давайте вместе сделаем ещё один замечательный проект!