Как Rijksmuseum обновлял свою экспозицию в 2013 году

19.05.2020 #музейныйдизайн#реэкспозиция

 

Эта ретроспективная статья основана на лекции архитектора и дизайнера Жана-Мишеля Вильмотта, прошедшей в Эрмитажном театре в 2014 году.

На этой лекции Жан-Мишель Вильмотт рассказал о реновации Национального музея в Амстердаме (занявшей 10 лет и завершившейся в 2013 году).

И хоть со дня лекции прошло почти 6 лет,  её содержание нам кажутся актуальным, поэтому мы вновь публикуем данный материал.

Справка

Архитектор, городской планировщик и дизайнер Жан-Мишель Вильмотт окончил Ecole Nissim de Camondo – парижскую школу архитектуры и дизайна. В 1975 году он основал собственное архитектурное бюро Wilmotte & Associes Architectes в Париже (Франция). Бюро Wilmotte & Associes Architectes работает как над крупномасштабными архитектурными проектами (стадион Allianz Riviera в Ницце, Франция), так и над малыми проектами промышленного дизайна по всему миру. Отдельной отраслью работы архитектурного бюро Ж-М. Вильмотта являются музейные проекты: от разработки проектов зданий музеев до оформления экспозиций. Среди реализованных проектов – архитектурное оформление Крыла Ришелье в Лувре, оформление интерьеров выставочных залов Музея Орсэ, Отдела искусства племенных и коренных народов в Лувре (Франция), Музея исламского искусства (Доха, Катар), дизайнерское оформление экспозиций обновленного Рейксмузея (Амстердам, Нидерланды), реструктурирование здания и дизайн экспозиционных помещений Музея современного искусства Шиаду (Лиссабон, Португалия), реконструкция и преобразование промышленного здания 1950-х гг. в выставочный центр современного искусства Ullens (Пекин, Китай).

Выдержки из пресс-релиза Национального музея в Амстердаме в связи с открытием обновлённой экспозиции:

«Никогда прежде ни один национальный музей не подвергался такой всеохватывающей модернизации Испанская архитектурная фирма Крус и Ортис Аркитектос превратила здание XIX века в музей для XXI века, светлый и просторный, со впечатляющим новым вестибюлем, современными удобствами, обновленными галереями и новым Азиатским павильоном Интерьеры галерей создал музейный дизайнер из Парижа Жан-Мишель Вильмотт, соединив величественную пышность позапрошлого столетия с новейшим дизайном. …

Французский архитектор-дизайнер Жан-Мишель Вильмотт, работа которого в Лувре принесла ему международное признание, при выборе цветовой гаммы для интерьера вдохновлялся палитрой цветов, использованной в своё время Пьером Кёйперсом для здания музея. Вильмотт разработал также дизайн и всю обстановку для галерей, включая витрины, подставки, освещение и меблировку.»

Работа с цветом

Прежде всего, команда бюро Wilmotte & Associes Architectes разработала линейку цветового оформления стен для залов экспозиции.

Были тщательно отобраны оттенки серого – от дымно-сиреневого до тёмно-графитного. Спускаясь на всё более глубокие слои истории искусств – посетитель оказывается всё в более таинственной атмосфере.

Сокровища Средневековья и голландский фарфор на нижних уровнях экспозиции обрамляются абсолютно чёрными матовыми стенами. Здесь же была решена и другая задача – исторически стены этого помещения были кирпичными. Было принято решение изменить их фактуру, чтобы фон для произведений искусства был однородным и не перетягивал на себя фокус внимания.

Однако, не везде исторические стены были закрыты новыми фактурами – есть залы, где, наоборот, «историческая справедливость» орнаментов была восстановлена из небытия, как, например, в «Галерее голландской славы» (где представлены самые знаменитые художники-голландцы). Это уже заслуга испанской архитектурной компании «Крус и Ортис Аркитектос» из Севильи, которая взяла на себя архитектурные работы.

Работа со светом и элементами интерьера

Новые энергосберегающие группы света помогли расставить акценты, а все детали интерьера: скамейки, перила, подставки для объявлений, ручки дверей, стойки ограждений, светильники и люстры – были разработаны заново с учётом необходимой цветовой гармонии с выбранными цветами стен.

Совмещение экспонатов

Модернизации подверглись и группировка, и размещение экспонатов. Во-первых, общее их количество было сокращено. Во-вторых, впервые были «смешаны» вместе в одном зале картины, скульптуры, предметы ДПИ, макеты, ювелирные изделия.

Результат – объекты находятся в контексте окружающих картин (и наоборот) и посетитель ощущает непосредственную связь между тем, что изобразил художник, и реальными вещами того времени.

Новые витрины

Витрины с использование специального стекла повышенной прозрачности стоят на 20-25% дороже классических. Рийксмузеум не стал экономить – и в итоге экспонаты стали гораздо ближе к посетителю.

Тонкое стекло, отсутствие бликов и тяжеловесного каркаса – эти детали, складываясь вместе, позволяют увидеть артефакты свежим взглядом!

Размещение экспонатов в некоторых случаях само по себе выглядит как произведение искусства:

Многие витрины являются не отдельно стоящими объектами, а органичной частью интерьера помещения, обыгрывая колонны или стены.

Многие предметы – выставлены в открытое хранение.

Ночной дозор

Знаменитый «Ночной дозор» Рембрандта – жемчужина и точка притяжения всей коллекции. В 1906 году здание музея было перестроено только ради размещения этой картины.

Взгляните, как фокусируется взгляд посетителя на этой работе. Картину видно издалека, она просматривается отовсюду. При этом этот шедевр чуть ли не единственный, что остался на своём старом месте и не подвергся никаким перемещениям.

Вместо заключения:

Вывод, который остаётся в голове после лекции Жана-Мишеля Вильмотта – в том, что цель реноваций – не столько создание нового, сколько выстраивание стройной гармоничной системы, где каждая деталь любовно подогнана друг к другу.

Наверное, это действительно правильный рецепт – переосмыслить уже созданное, добавить технологий, которые не затмят, но подчеркнут, и включить смелость сочетать всё это вместе.

Ломать и строить заново – всегда проще. Но, снося стены, можно незаметно потерять и что-то гораздо более ценное. Для того, чтобы масштабный проект на основе уже существующей истории состоялся и рассказал новую прекрасную свою историю, требуется обострённое чувство баланса и воля.

Если вы хотите послушать эту лекцию от первого лица – можно это сделать по ссылке.

Отправить заявку на разработку концепции для вашего музея