Оставить на память: трансформации музейного сувенира

27.10.2020 #музейный дизайн#музейный магазин#музейный сувенир

 

Посещение музея начинается с гардероба, финальным же аккордом можно считать сувенирный магазин. 

Прежде ориентированные на продажу книг и каталогов, и лишь во-вторую очередь предлагавшие открытки, постеры и репродукции, музейные магазины сегодня расширяют свои сувенирные линейки, работая с новыми технологиями и современными дизайнерами. 

Расширение ассортимента и развлечение

Как и сами музеи, музейные магазины становятся более дружелюбными, яркими и аттрактивными, стараясь предложить максимальный выбор не только музейного, но и просто сувенирного продукта. Работая в форматах дизайнерского бутика, уютного книжного магазинчика, мебельного шоу-рума, Интернет-магазина, музеи тем самым отвечают на запрос от современного посетителя, привыкшего к неограниченному выбору.

Выпускаются целые подборки лучших музейных магазинов, например, подборка лучших музейных магазинов Токио, подборка лучших музейных магазинов Лондона.

Брендирование за счет технологий

Технологии сделали изготовление сувениров довольно простым делом, позволив производить мелкие и даже штучные тиражи, чем активно пользуются музеи. Прямая печать на ткани, сублимационная печать, шелкография и вышивка позволяют перенести имеющиеся в музейных коллекциях изображения на текстиль, предложив: сумки, подушки, одежду. Простая текстильная сумка с принтом или логотипом музея — уже классика. Она же Museum Book Bag, что объясняет прямоугольный формат и пропорции.

Музейная сумка

Теми же технологиями наносятся логотипы, название музея или выставки, и сувениром становится любая утилитарная вещь. 

Сувенирные серии, посвященные отдельным художникам или работам

Во многих коллекциях, особенно это касается художественных музеев, есть свои «звёздные» имена. Востребованным у зрителя художникам или произведениям музеи стараются уделить больше внимания при производстве сувениров. Например, Лондонская национальная портретная галерея предлагает целую серию вещей, вдохновленных работами Дэвида Хокни, и это не только постеры и записные книжки, но и наручные часы, эмалированный чайник с его работами, и даже носки. В свою очередь British Museum предлагает серию вещей с принтами Вильяма Мориса. В Эрмитаже можно увидеть обширную серию вещей с работами Ван Гога, это и текстиль с изображениями, и канцелярия, и детские раскраски.

Музей современного искусства и музеи дизайна

Музеям современного искусства и дизайна проще пополнить свои музейные магазины. Они уже показывают вещи, которые отчасти могут успешно продать в своих магазинах. Причем, это не только репродукции или постеры, но полноценная крупногабаритная мебель, предметы дизайна. 

Весьма впечатляет выбор в МОМА, где можно приобрести мебель, домашнюю и офисную электронику и технику. Разнообразие выбора в этом музее таково, что даже упоминается в некоторых учебниках по дизайну. 

Музей Икеа в свою очередь,  кроме некоторых легендарных предметов мебели в реальном размере, предлагает приобрести настольные миниатюры популярных вещей из современных коллекций.  Например, 20-ти сантиметровую копию книжной полки Экспедит, которая есть у многих дома.

Юмор

Музейные магазины активно используют юмор. Большие классические музеи не уступают в этом маленьким проектам. Например, Британский музей выпускает целую серию резиновых уточек с атрибутами викингов, египетских фараонов и других культур, представленных в экспозиции. У этих уточек даже есть свой блог в твиттере!

Уже упомянутая Лондонская национальная портретная галерея радует набором элегантных вещей для садоводства и серией подставок под яйца с головами художников. МоМа предлагает снежные шары с тыквой, расписанной точками Кусамы Яей, и шахматы с фигурками авторства Кита Харинга. 

Коллаборации с дизайнерами и ремесленниками

Многие музеи продают в качестве сувениров работы местных мастеров. Особенно если это национальный или городской  музей, а также музеи, экспозиция которых пользуется популярностью у туристов. Национальный текстиль и войлок можно встретить в Прибалтике и Скандинавии, традиционную керамику — в Турции. Подавляющее большинство музеев предлагают ювелирные украшения и авторскую бижутерию.

Быстрый отклик на актуальные темы

Музейные сувениры — это целая индустрия, работающая по рыночным законам. Представленный ассортимент ориентируется на тенденции и реалии сегодняшнего дня с невероятной быстротой. Сложно найти музей, не выпустивший в период пандемии медицинские маски с собственным дизайном, в том числе и с тематикой новых временных выставок. Музей Чарльза Диккенса предлагает в качестве сувенира свой фирменный санитайзер.

Есть и более серьезные начинания, тот же МоМа (с которым действительно сложно конкурировать по разнообразию сувениров) выпустил целую линейку товаров для женщин,  руководствуюсь исключительно особенностями женской физиологии.

Музейные Интернет-магазины

Музейные магазины постепенно обзаводятся представительствами в Интернет-пространстве, становясь полноценными торговыми площадками, со множеством разделов, доставкой и предзаказом. Появляются музейных Интернет-коллабораций, когда в рамках одного сайта можно приобрести сувениры не одного, а нескольких музеев, не выходя из дома. Такую возможность предлагают финский museoshop.fi и французский www.boutiquesdemusees.fr. Скорее всего, в будущем такие проекты стоит ожидать и в других странах и крупных городах.

Текст: Ольга Александрова

Отправить заявку на разработку концепции для вашего музея