Музейный свет —
интервью с экспертом

Свет — важнейший инструмент в создании музейной эскпозиции, особенно если речь идёт о художественных музеях и галереях. Сегодня мы побеседовали с экспертом в сфере художественного музейного освещения Натальей Никифоровой об аспектах этой стороны экспозиционного дизайна.

— Наталья, расскажите немного о своей работе. В чём она заключается, и почему нужны отдельные специалисты по музейному свету?

— Подсветка предметов искусства — слишком специфическая отрасль, здесь нельзя применять стандарты внутреннего освещения для магазинов или офисов. Обычный электрик, даже при всём профессионализме, не сможет передать посыл произведений живописи или скульптуры, их идею и замысел автора. Именно поэтому специалисты по музейному свету — гораздо больше, чем электрики: это и декораторы, и дизайнеры, и архитекторы, и музейные смотрители, поскольку мы должны разбираться в искусстве и понимать его тонкости.

Свет настраивается уже в последнюю очередь, когда каждый предмет или объект занял свое место — мы выставляем освещение так, чтобы подчеркнуть их преимущества и красоту и донести до посетителя их сакральный смысл.

Музейный свет — <br>интервью с экспертом
Пример освещения в Музее Орсэ

— Когда бюро или команда делает проект музейного освещения, какими вещами они руководствуются в первую очередь (методиками, нормами, здравым смыслом)?

— В первую очередь мы опираемся на пожелания и условия заказчика (дизайнера, куратора выставки, архитектора), в которых огромную роль играет тип выставки или музея, целевая направленность, аудитория. Мы должны правильно скомпилировать указания клиента с существующими нормами и ГОСТами в сфере музейного освещения.

Обязательно учитывается архитектура и эргономика самого места, где организована экспозиция: общее впечатление должно быть гармоничным и естественным. Мы используем наилучшие в каждом конкретном случае (единообразие неприемлемо для музеев) методики расстановки светильников: они подчеркивают красоту объектов искусства и создают гостеприимную и привлекательную для гостей атмосферу.

Обязательно в своей деятельности мы руководствуемся российским законодательством: это ГОСТ 8.586-2001 ГСИ (Средства измерений характеристик искусственного и естественного излучения для обеспечения сохранности музейных экспонатов. Методика поверки) и недавно утвержденные ГОСТы Р 58814-2020 (Музейное освещение. Термины и определения), 58815-2020, 392-2020 (Музейное освещение. Освещение светодиодами. Нормы), 393-2020. Эти нормы очень важны: они определяют типы освещения в зависимости от светостойкости предметов искусства, их возраста и вида.

Конечно же, немалый опыт и профессиональное чутье помогают нам быстро и правильно определить концепцию освещения, сразу понять, как лучше сделать для данной конкретной выставки или зала.

— О чём должен подумать сам музей, прежде чем обратиться за проектом освещения, какие данные собрать?

— В целом, всю основную работу по подбору освещения мы делаем сами. От музея или галереи нам нужен тематико-экспозиционный план, чтобы четко знать, куда и какие светильники следует устанавливать и как это сделать с наибольшей выгодой для экспозиции. Нам необходимы чертежи и конфигурация помещений, а также дизайн-проект.

Музейный свет — <br>интервью с экспертом
Пример освещения на выставке работ Эдварда Мунка в Третьяковской галерее

— Отличается ли работа по проектированию света для постоянной экспозиции и временных выставок?

Есть ли какие-то особенности?

— Отличаются и весьма значительно. Постоянная экспозиция — это освещение «всерьез и надолго»: долговечности, износостойкости и безопасности уделяется первостепенное значение. Свет должен подходить под любые мероприятия, проводимые в музее, и быть на 100% комфортным для посетителей.

Оборудование после монтажа уже не трогают, только по необходимости можно корректировать отдельные штрихи, но вся концепция остается неизменной. Временные экспозиции предполагают индивидуальный подход — это движение, световые нюансы, игра освещения. Светильники подбираются очень тщательно, чтобы не вышли из строя. Здесь нужна универсальная система, с максимальным набором функций и параметров, чтобы менять настройки по необходимости (расположение, углы, яркость, цветопередачу и пр.). Светильники в такой ситуации устанавливаются диммируемые, прочные и многозадачные.

— Пространства, которые специализируются на временных экспозициях, каждый раз работают с дизайнером по свету?

Или можно один раз сделать какую-то универсальную осветительную систему и работать с ней без специалистов?

— Мы один раз разрабатываем проект и монтируем универсальную систему, которую потом сотрудники экспозиции могут сами обслуживать, без нашего вмешательства.

Музейный свет — <br>интервью с экспертом
Пример освещения на выставке «Ненавсегда» в Третьяковской галерее на Крымском валу

— Существует разница в подходе к музейному освещению в разных странах?

— Да, подход в Европе, Штатах и России отличается. Мы ориентируемся на европейские нормы и правила — это многовековые традиции выставления произведений искусства, плюс новейшие технические решения. Сейчас у американских дизайнеров по свету появилось много поклонников, однако американская концепция нам не близка — мы за «старушку» Европу, где традиция коллекционирования и экспозиции произведений искусства насчитывает многие сотни лет.

— Есть ли какие-то музеи, у которых можно поучиться или вдохновиться работой со светом, чей подход близок и нравится Вам?

Меня больше всего вдохновляет, как работают со светом в Третьяковской галерее. Собственно, я её считаю образцово-показательной в плане организации музейного освещения.

Музейный свет — <br>интервью с экспертом
Пример освещения на выставке «Ненавсегда» в Третьяковской галерее на Крымском валу

— Технологии последнее десятилетие развиваются стремительно. Что произошло за это время в музейном освещении?

Появились ли какие-то удивительные технологии и открытия?

— Контроль и настройка светового оборудования упростились до минимума. Появились светильники, которыми можно управлять телефоном по bluetooth — менять свет, цвет, уровень освещенности. Точно также с телефона уже можно менять положение осветительных приборов — это очень удобная и самая свежая инновация, значительно облегчающая для музейных сотрудников работу со светом.

Музейный свет — <br>интервью с экспертом
Пример освещения объектов на выставке в Музее Дизайна, Хельсинки

— Кажется, у Вас в Фейсбуке я увидела картинку «Главное в музее — это свет». А что ещё важно в музее Вам, как посетителю?

— Свет должен быть гармоничным, не раздражать и не беспокоить посетителей – это и молодежь, и люди старшего поколения, воспринимающие интенсивность света и цветопередачу по-разному. Необходимо учитывать все тонкости по настройке света – чтобы не допустить вульгарности, чрезмерной акцентуации или, наоборот, искажения восприятия произведения. Сотрудники музея должны еще и уметь пользоваться всеми возможностями светового оборудования, благо, оно легки в управлении.

— Не мешает ли профессиональная погруженность в тему находиться в музее в качестве зрителя? Появляется ли момент профессиональной деформации у специалиста по музейному свету?

— К сожалению, и меня не миновала эта проблема. Волей-неволей, но подмечаешь ошибки, недочеты, несовершенства освещения, нехватку утонченности или деликатности. Бывая в музеях, думаю, что бы я сделала иначе, как обыграла бы тот или иной художественный объект. Я хожу в музеи и автоматически изучаю светильники, оборудование, технику их расстановки — отвлекаюсь от искусства.

— На своей личной странице Вы открыто делитесь полезной профессиональной информацией, рассказываете о лампах, осветительных нормах и других вещах. Почему Вам важно делиться этими вещами?

— У нас очень много ценителей живописи и искусства. Хочется, чтобы они понимали, насколько это многогранный и огромный мир, сколько тонкостей и нюансов играют роль в музее. Мне важно, чтобы посетители музеев и галерей знали, что такое правильный и неправильный свет, чтобы выставки выглядели достойно и привлекали гостей. В конце концов, хочется не ударить в грязь лицом перед иностранными почитателями искусства, которые знают толк в хороших музеях и частенько приезжают в Россию именно для того, чтобы их посетить.

Музейный свет — <br>интервью с экспертом
Освещение на выставке Франтишека Купки в Галерее Ateneum, Хельсинки

— Какие моменты в Вашей работе самые счастливые, что радует больше всего?

— Конечно, когда заказчик доволен, когда куратор выставки говорит, что ему все нравится. Это непередаваемый момент, когда слышишь слова: «Всё супер!». А ещё мне доставляет особое удовольствие, когда я хожу по освещённой мной галерее или музею, вижу увлечённых посетителей, с интересом рассматривающих объекты искусства.

— Есть ли какой-то совет или наставление человеку, который хочет работать в этой области?

— Да, конечно, есть! Прежде всего, советую совмещать теорию с практикой, впрочем, как в любой области. Обязательно идти в ногу со временем, изучать все последние тенденции и мировые разработки в музейном освещении, новое оборудование. И обязательно практиковать — больше делать выставок, экспозиций, даже самых небольших, чтобы «набивать руку» и набираться опыта.

Интервью провела Ольга Александрова.

    Заявка на разработку проекта Давайте вместе сделаем ещё один замечательный проект!