Принцип внимания № 3: Ограниченность ресурса внимания

Четвёртая часть серии постов по статье Стивена Битгуда «Средовая психология в музеях, зоопарках и других выставочных центрах», в которой обобщаются знания о реакциях и поведении посетителей на выставках. Узнать больше о деятельности профессора психологии С. Битгуда можно в статье «Три основополагающих принципа внимания посетителей музеев» (по С.Битгуду)

Полное название статьи: Bitgood S. (2002), “Environmental psychology in museum, zoos, and other exhibition centers”, in Bechtel R., Churchman A., Handbook of Environmental Psychology, John Wiley and Sons, New York

Представляем адаптированный перевод части статьи, посвящённой выставочным пространствам.

Принцип внимания № 3: Ограниченность ресурса внимания

Данный принцип гласит, что ресурс внимания имеет свойство истощаться физическими и умственными усилиями. Его резервы возобновляются медленно, с течением времени и в некоторой степени когнитивно-эмоциональным возбуждением. Следовательно, три фактора имеют решающее значение для этого принципа внимания:

  • Объём ресурса внимания;
  • Скорость его истощения;
  • Скорость его обновления.

С. Битгуд приводит несколько исследований феномена «музейной усталости»: Falk, Koran, Dierking, & Dreblow, 1985; Melton, 1935; Robinson, 1928.

Робинсон изучал снижение внимания в четырех различных по величине и другим характеристикам музеях. Снижение внимания рассчитывалось как среднее время просмотра одной картины. Во всех музеях он обнаружил схожие процессы. Ещё более явно снижение внимания проявилось в лабораторном исследовании при просмотре 100 репродукций картин. Испытуемые могли рассматривать каждую картину столько, сколько они хотели.

Разделив репродукции на группы по 10, Робинсон обнаружил, что существует снижение внимания от первой к десятой репродукции. Мелтон обнаружил аналогичное снижение внимания, когда число картин в галерее систематически увеличивалось на 6 — с 6 до 36.

Falk с коллегами (1985) нашли доказательства феномена постепенного снижения внимания в исследовании в Музее естественной истории штата Флорида.

Учёные следили за вниманием посетителей к экспонатам, обстановке, к себе и другим людям на протяжении всего визита.

Они обнаружили, что после 30–45 минут в музее внимание посетителей к экспонатам начало резко падать. «Признаком падения интереса стало изменение формы просмотра экспозиции. Если сначала посетители медленно переходили от экспоната к экспонату и читали этикетки, то потом они стали переходить из зала в зал, останавливаясь только время от времени и очень выборочно» (c.254).

Интересны также результаты, полученные Серреллом в ходе исследований 110 различных музейных выставок: на 82% из них посетители провели в среднем менее 20 минут.

Многие из этих выставок были масштабными, что, как оказалось, не повлияло на результат. Медиана остановок на выставках составила 33,9% от общего количества экспонатов. Эти результаты могут быть легко интерпретированы как доказательство ограниченности ресурса внимания.

Объём ресурса внимания

Предполагается, что общий объём ресурса внимания ограничивается уровнем физической энергии человека, состоянием здоровья, психическими установками и т. д. Очевидно, что этот потенциал будет варьироваться как между людьми, так и для каждого конкретного человека в зависимости от момента времени.

Скорость истощения и обновления

Предполагается, что скорость истощения ресурса внимания зависит от объёма прилагаемых умственных усилий, количества и силы отвлекающих факторов (как средовых, так и социальных), информационной перегрузки, уровня когнитивно-эмоционального возбуждения, физической усталости, временной нагрузки и темпа прохождения выставки (например, периоды отдыха позволяют восстановиться).

Существуют приёмы, позволяющие уменьшить эффект снижения внимания:

  • Создание разнородных экспозиций. Вереницы схожих объектов или животных быстро теряют внимание посетителей. Вариативность же выставочного материала с точки зрения его содержания и внешнего вида позволяет удерживать уровень интереса.
  • Минимизация умственных усилий, которые требуются от посетителей для просмотра выставки. Мы уже рассматривали различные способы их уменьшения.
  • Провокация интереса. Описанными ранее методами можно не только заинтересовать или поддержать интерес, но и не допустить пресыщение экспонатами.

Скорость обновления означает скорость пополнения ресурса внимания. Предполагается, что период восстановления (например, перерыв, чтобы перекусить или пообедать) возобновит этот ресурс. Повышение когнитивно-эмоционального возбуждения (стимулирующий интерес) также способствует восстановлению ресурса внимания. Таким образом, вход в новую музейную галерею, посвящённую новой теме, особенно если она интересна посетителю, обычно приводит к повышению внимания к экспонатам.

Сопроводительные тексты могут быть представлены не только в виде этикеток, но и в форме индивидуальных брошюр-путеводителей, показавших свою эффективность в замедлении процесса истощения внимания в одном из исследований Robinson (1928). В нём брошюры использовались в качестве путеводителя по небольшому художественному музею.

Посетители, которые пользовались брошюрой, проводили в музее больше времени (28 против 17 минут); просмотрели большее количество произведений искусства (46 против 30) и больший их процент (25 против 17).

Те, кто не использовал путеводитель, продемонстрировали обычную «музейную усталость», которая выразилась в уменьшении времени просмотра экспозиции.

Мы познакомили вас с третьим принципом внимания по С. Битгуду в переводе его статьи «Средовая психология в музеях, зоопарках и других выставочных центрах».

Ранее мы рассмотрели два других принципа:

1. Избирательность внимания

2. Зависимость внимания от мотивации

Текст: Екатерина Волкова

Редактор: Ирина Кирюхина

Иллюстрация: Екатерина Растеряева

    Заявка на разработку проекта Давайте вместе сделаем ещё один замечательный проект!