Пять способов, с помощью которых музеи могут усилить эмпатию в мире

24.04.2020 #эмпатия

 

Перевод статьи.

Музеи являются безопасным местом для изучения других точек зрения, культур и исторических событий.

ЭЛИФ М. ГОКЦИГДЕМ

Мы живём не в то время, когда человечество может испытывать особую гордость. По всему миру в странах царят идейные разногласия, бедность, неравенство, несправедливость, голод, радикализм, войны и нарушения прав людей, в то же время природный мир также страдает вследствие растущей небрежности людей.

А что нам делать? Полагаю, у нас есть множество инструментов и технологий для решения наших проблем, но они не увенчаются успехом, пока мы не примем мировоззрение, которое оценит коллективное благосостояние всей нашей планеты – всего человечества и природного мира, который поддерживает нас. И это мировоззрение требует эмпатии.

Экспозиция «Диалог в тишине»,
© Авторское право: “G2 Baraniak”

Эмпатия – это наша врожденная способность воспринимать и делиться чувствами и мыслями с другим человеком. Она позволяет нам общаться с другими людьми, которые так отличаются друг от друга, – это делает нас более осведомлёнными в отношении наших общностей. Когда мы настраиваемся на сочувствие к другим, мы с большей вероятностью будем действовать с состраданием и альтруизмом в целях помочь уменьшить их страдания. А когда мы усиливаем заботу об окружающей мире, мы с большей вероятностью сделаем выбор в пользу его сохранения для будущих поколений.

Несмотря на то что эмпатия является жизненно важным элементом нашей природы, наша цивилизация не позаботилась о создании каких-либо необходимых пространств, практических мероприятий и поддерживающих экосистем, в рамках которых её можно было преднамеренно воспитать и направить на всеобщее благо. Тем не менее, исследования показывают, что эмпатии можно научиться и что первым шагом к устранению предрассудков является безопасный, эмпатический способ контактирования с людьми столь отличными от нас.

Именно здесь свою роль играют музеи. Музеи – это своего рода безопасные и неформальные платформы для обучения, уникально оборудованные для того, чтобы побудить посетителей представить, изучить и испытать наше богатое человеческое наследие и наш природный мир из первых рук. Они обладают возможностью объединить искусство, технологию, науку и литературу, чтобы показать, как взаимосвязаны между собой все живые существа. Они также могут помочь удовлетворить растущий спрос на эмпатию в нашей жизни, на наших рабочих местах и в наших учреждениях.

В моей новой книге «Воспитание эмпатии с помощью музеев» представлены самые разнообразные музеи и программы, которые в настоящее время способствуют развитию эмпатии с помощью специально предусмотренных для этой цели практических мероприятий:

  • Образование и дизайн направлены на повышение нашей осведомленности о людях, местах и предметах обучения, находящихся за пределами нашего обычного опыта;
  • Экспериментальное обучение направлено на повышение эмоциональной вовлеченности с представленными предметами;
  • Отработка методов коммуникации и практического применения эмпатии как фундаментальной ценности учреждений тем самым моделирует роль эмпатии в политике и практической деятельности учреждений.

Музеи могут быть веселым и креативным способом задействовать наши эмпатические мускулы и вызвать больше сочувствия у наших детей, увеличивая наш круг заботы за пределами нас самих. Ниже приведены некоторые из способов, благодаря которым музеи могут стать идеальными местами для развития эмпатии.

1. Музеи правдиво отражают жизнь общества

Экспозиция «Бирюзовые горы»

С помощью своей социальной и образовательной миссии музеи могут обеспечить безопасное пространство для знакомства с нашим коллективным поведением, знаниями, сложной историей и ценностями. Предоставляя людям возможность находиться поблизости пережитого опыта других людей, артефактов их культур и их историй, музеи могут помочь нам осознать различные реалии и различные перспективы, существующие вокруг нас.

Например, на экспозиции «Бирюзовые горы» в галерее Саклера в Смитсоновском институте можно услышать истории афганских ремесленников, зарабатывающих на жизнь посредством возрождения традиционных искусств, встретиться с ремесленниками, поговорить с ними через переводчика, понаблюдать за ними во время их занятости творческим процессом, а также прикоснуться и испытать на ощупь изделия из керамики, текстиля, дерева и украшения, которые они создают. Таким образом, те из нас, кто иначе не мог бы подумать о тяжелой участи ремесленников и их семей в раздираемых войной развивающихся странах, таких как Афганистан, приходят сюда, чтобы увидеть и лучше понять их надежды, ценности и борьбу, такие же, как и у наших людей или у тех, кого мы знаем.

Личные и многопрофильные встречи с людьми из других культур – их идеями, историями и артефактами – создают возможности для подлинного диалога с «другим»: некем отличным от нас, но разделяющим наш мир. Это служит с целью бросить вызов любым предубеждениям и стереотипам, которых мы можем придерживаться, в то же время увеличивая нашу способность к эмпатии.

2. Музеи – это форма повествования

Наш мозг настроен на то, чтобы сохранять информацию и придавать ей значение в формате сообщений. До изобретения письма, в целях передачи значимых, жизненно важных знаний и мудрости, способствующих объединению сообщества, наши предки полагались на устное повествование. Современные исследования показали, что повествование вдохновляет на создание эмпатии, позволяя нам эмоционально взаимодействовать с опытом других людей, даже тех, с кем у нас практически нет ничего общего.

Музеи часто представляют истории людей и мест, находящихся далеко от нас географически, во времени или в опыте, стимулируя в нас развитие эмпатии и более широкого сострадания. Передача информации с точки зрения представленных людей и культур также может усилить наше чувство общего гуманизма, ибо мы видим, как другие сталкиваются с аналогичными страхами, предубеждениями и проблемами.

А поскольку музейные экспонаты сильны в науке и исследованиях (и, в силу этих обстоятельств, могут быть надежным источником информации), посредством повествования они могут предоставить опыт обучения, завоевывая  сердца и умы людей.

3. Музеи создают возможности эмпирического обучения

Экспозиция «Диалог в тишине»,
© Авторское право: “G2 Baraniak”

Повышение эмпатии помогает не только предоставлять знания и передавать информацию от наших предков, но также и создавать опыт, который привлекает нас иными способами. Исследования показывают, что эмпирическое обучение является эффективным способом повышения уровня обучения в целом и эмпатии в частности.

Музеи помогают нам испытывать эмпатию, предлагая интерактивные экспонаты, которые поощряют не только интеллектуальное понимание. Например, опыт моделирования «закусочной» в Центре гражданских прав и прав человека в Атланте дает непосредственное понимание того, каково это быть на месте протестующего за гражданские права в 60-х годах, испытывавшего постоянные словесные и физические угрозы и расизм во время участия в ненасильственной сидячей акции протеста в закусочной «только для белых».

Здесь посетителей приглашают сесть на обеденный стул и положить руки на обеденный стол, где зловеще написано: «Как долго вы продержитесь?» Таймер на зеркале за стойкой, обращенной к посетителям, отслеживает их выносливость в секундах и минутах, пока разворачиваются события: в наушники вы слышите прямые словесные оскорбления, а также удары руками и ногами, сотрясающие обеденный стул. Подобное моделирование позволяет посетителям, большинство из которых могут продержаться всего несколько минут, поставить себя на место тех протестующих за гражданские права, которые вынуждены были терпеть эти оскорбления в течение нескольких часов.

Экспериментальное обучение иногда требует ощущения уязвимости, как это происходит на экспозициях «Диалог в темноте» или «Диалог в тишине». Здесь люди, которые являются слепыми, глухими или немыми, становятся гидами для посетителей, которые открывают для себя новый окружающий мир, воспринимая его без зрительного, слухового или речевого восприятия. 


Зачастую мы лучше обучаемся, когда у нас задействованы все органы чувств; поэтому предоставление ярких  мультисенсорных переживаний (или иногда стратегического ограничения нашего доступа к ним, чтобы помочь нам понять, насколько они формируют наше восприятие мира) позволяет нам представить различные способы существования, которые могут помочь углубить уроки эмпатии, получаемые нами в музеях.

4. Музеи содействуют развитию открытости миру, глубокого удивления и озарения

Как можно изменить привычные и укоренившиеся взгляды и поведение по отношению к другим? Обычно для этого требуется больше, чем просто информация: для этого необходимо осуществить своего рода сдвиг парадигмы, обычно вызываемый неким преобразующим нашу жизнь событием или каким-то углубленным обучением.

Например, подумайте об «эффекте обзора», который испытывают астронавты, впервые видящие нашу планету из космоса. Этот опыт вызывает сильное чувство благоговения, связи с чем-то бо́льшим, чем они сами, и сострадание ко всей планете. Музеи могут также способствовать воспитывать благоговение и изумление посредством искусства, науки, представления, красоты и сложности.

Чудо часто происходит вокруг необычайного опыта – того, что иначе было бы недоступно посетителям в их повседневной жизни. Необычные переживания должны вызывать две реакции: эмоциональную и когнитивную. Наиболее эффективной является мимолетная эмоциональная реакция: «Ух, ты!» За ней  следует когнитивная реакция: «Как?» Именно в музее есть вспомогательный персонал и экскурсоводы. Реакция «Как?» может в дальнейшем принимать форму экспериментирования, диалога, опроса, изучения перспективы и размышления.

Поскольку озарение связано с чувством единства с другими и альтруизмом, способность музея вызывать это озарение также может помочь в усилении эмпатии и сострадания.

5. Музеи предоставляют безопасное пространство для созерцания

Музеи способствуют созерцанию нашего мира, предоставляя пространство, где мы можем замедлить темп нашей жизни и провести время с тем, что находится перед нами, без необходимости выполнять какие-либо действия. В отличие от многих повседневных задач, каждая из которых имеет чётко очерченную цель, людям предлагается посещать музеи в любое удобное для них время и просматривать те экспозиции, какие они сочтут нужными для себя, следуя своим внутренним правилам. Это, естественно, позволяет получить более созерцательный и аналитический опыт. Посредством этого размышления посетители музея могут получить более глубокое понимание взглядов других людей и осознать свою собственную связь со всем человечеством и планетой в целом.

В любое время и в любом месте существует множество способов посмотреть и увидеть конкретный объект, вопрос или проблему, а также множество способов сосуществования творений и осмысления вселенной. Музеи, которые побуждают нас понимать, эмоционально взаимодействовать с этой глубокой истиной и созерцать ее, помогают нам стать более чуткими к потребностям окружающих нас людей и нашего личного окружения. Они помогают нам получить преобразовывающую объективную информацию линзу, которая пробуждает наше чувство связности, уважения, сострадания, присутствия и постановки целей. Таким образом, музеи предоставляют нам уникальную возможность помочь преодолеть пробелы эмпатии, столь заметные в нашем мире.

Об авторе

Элиф М. Гокцигдем, доктор философии, является историком исламского искусства, исследователем музейных экспонатов и редактором книги «Воспитание эмпатии с помощью музеев».

Отправить заявку на разработку концепции для вашего музея