Разработка систем навигации: музеи

Перевод статьи

Автор: Анна Фахерти

Как часто вы терялись в музее? Для некоторых наткнуться на сокровищницу неожиданных артефактов звучит как мечта.

Но незнание того, где вы находитесь, может приносить гораздо менее приятное ощущение, если вы пытаетесь найти определённый объект, галерею или экспозицию. Ещё хуже, если вы вообще не можете найти музей или вход в него!

Оказание поддержки посетителям в посещении вашего музея является сложной задачей. Это связано с тем, что музейные объекты и здания часто представляют собой скопления совершенно разных архитектурных объектов, потому что музейная терминология может быть непоследовательной и малопонятной, а также потому что посетители в музейных пространствах ведут себя каждый по-своему.

Что такое система навигации?

Термин «система навигации» часто применяется к картам и указателям. Однако на самом деле он описывает действия, которые люди должны предпринимать, чтобы ориентироваться на своём пути.

Датский дизайнер Пер Моллеруп описывает это как процесс решения проблем, когда человек попадает в неизвестную ему обстановку, и должен принимать решения на ходу.

Система навигации включает в себя нечто большее, чем простое перемещение из точки «А» в точку «Б». С помощью неё люди могут решать следующие вопросы:

  • Понимание, где они находятся
  • Определение доступных им вариантов
  • Проверка их нахождения на правильном пути
  • Разработка лучших путей достижения заданного места назначения
  • Понимание, когда они прибыли сюда, разработка вариантов, как им вернуться назад

Подумайте о том, как вы ориентируетесь в неизвестных вам музейных пространствах, и вы, вероятно, примените одну или несколько разных стратегий. Возможно, вы будете следовать специально предназначенным для этого указателям или маршрутам (при наличии таковых). Или же, возможно, вы будете искать подсказки или инструкции, обращаясь к кому-то за помощью.

В любом случае, вы будете опираться на уже имеющуюся у вас информацию о подобных пространствах (независимо от того принимаете вы косвенные решение или нет). Так, например, вы можете предположить, что магазин или кафе в музее будет располагаться где-то на первом этаже.

Вы также можете собирать информацию с карт или просто идти в том же направлении, что и большинство других посетителей, полагаясь на мудрость толпы. Скорее всего, вы будете использовать комбинацию всех этих подходов.

Принимая во внимание столь широкое количество стратегий для решения данной проблемы, очевидно, что карты и указатели являются далеко не единственными методами, которые могут использовать музеи чтобы помочь людям разобраться в том, как расположены помещения. Проектирование ясных, не требующих объяснений навигационных систем, может быть столь же важным, как и комплектация персоналом в целях удовлетворения потребностей посетителей. Эти тактики являются формой того, что Моллеруп называет «посетительским маршрутом» – термином, под которым он подразумевает «все действия и средства, которые делают местоположение доступным для посещения». Термин «системы навигации» чаще всего означает то же самое.

В случае с хорошей проектировкой здания и помещений посетители будут наслаждаться плавным перемещением от одной экспозиции к другой, не испытывая каких-либо проблем с ориентировкой. Неудачная же проектировка может вызвать стресс, разочарование.

В некоторых ситуациях плохие системы навигации создают серьёзные препятствия для доступа, потому что у посетителей нет достаточного количества информации для обоснования своих решений или же они не могут разобраться или понять её.

Для разработки эффективных систем навигации вам понадобится оценка уникальной архитектуры и строения вашего музея, некоторое понимание человеческой психологии и опыт в ориентированном на пользователя дизайне и тесной коммуникации.

Шесть советов по улучшению музейных систем навигации

1. Проконсультируйтесь со штатным персоналом и волонтерами

Персонал и волонтеры являются отличным источником проницательности в отношении того, какая информация нужна посетителям и где они начнут путаться. Ещё более важным фактором являются люди, с которыми вам придется иметь дело, внося те или иные изменения. Они сами по себе являются ключевыми фигурами и должны участвовать в разработке и тестировании возможных решений.

Когда компании CCD Design & Ergonomics было поручено разработать посетительский маршрут для Национального морского музея в Гринвиче на юго-востоке Лондона, их первой точкой входа стала команда музея. На семинарах с этими сотрудниками компания “CCD” узнала, что посетители испытывают сложности в поиске объектов в музее.

Компания “CCD” исследовала этот вопрос более детально, наблюдая за посетителями, когда они выполняли определённые навигационные задачи, и обсуждая их ощущения. В финальном плане навигации на каждой карте музея местоположения кафе, магазинов и туалетов выделялись синим цветом. Этот же цвет разграничивает выделенную полосу информации, размещённую около основания указателей и специальных обозначений.

2. Наблюдайте за посетителями в помещении

Наблюдайте за поведением людей в помещении, как это делала компания “CCD” – это поможет выявить проблемные моменты, затрудняющие их перемещение по музею, а также выделить объекты или области музея, которые посетители не замечают.

В Азиатском художественном музее в Сан-Франциско компания “Audience Viewpoints Consulting” отслеживала движения 150 посетителей, записывая маршрут следования каждого посетителя, количество времени, которое они тратили, и какие этажи, галереи они посещали. Также около половины участников исследования были опрошены на предмет устранения возможных проблем в их передвижении по музею.

Исследование показало, что большинство участников не следовали рекомендуемой схеме навигации по музею и, как результат, многие посетители упускали из виду основные коллекции.

Кроме того, около трети пришедших посетить конкретную экспозицию не посещали никаких других музейных экспозиций, а треть всех участников сочла некоторые аспекты здания запутанными.

Каждая из этих находок помогла организовать проведение потенциальных мероприятий по поиску оптимальной схемы движения посетителей, в частности, улучшение указателей галереи, создание бо́льшего количества сообщений между специальными экспозициями и другими галереями, а также улучшение видимости выделенных объектов.

Как и персонал, посетители должны принимать участие во всех этапах процесса, особенно когда вы тестируете прототипы новых систем.

3. Определите свои ключевые аудитории и цели

Разные группы посетителей будут сталкиваться с разными проблемами посетительского маршрута и будут использовать разные подходы к их решению. Например, одни посетители могут пройти мимо физических указателей, взглянув на них скользь, в то время как другие будут тщательно планировать свой маршрут и даже предварительно консультироваться с администраторами на вашем сайте. Новые посетители могут чувствовать себя подавленными, поскольку они будут испытывать трудности с ориентацией, ожидая в вестибюле, пока другие, пришедшие на собрание или конференцию, будут ожидать «регистрации» на ресепшене.

Системы навигации должны проектироваться с учётом потребностей посетителей, но каждый музей также будет преследовать также свои собственные цели.

Когда консалтинговая компания dn&co модернизировала систему навигации для Музея Виктории и Альберта, одна из целей проекта состояла в том, чтобы увеличить скорость, с которой посетители могли посещать платные экспозиции. Это ставило две подцели: уменьшение загруженности первого этажа и усиление основного потока доходов для учреждения.

Решение “dn&co” заключалось во внедрении определенного цвета для каждого указателя, относящегося к платной экспозиции, начиная от входа в музей и заканчивая пунктом входа на экспозицию. По всему музею эти цветные указатели занимают верхние место на картах, в списках галерей и на вывесках.

4. Рассмотрите весь спектр потребностей в схеме навигации, характерных для вашего музея

Проблемы с посетительским маршрутом могут начаться ещё до того, как посетитель попадет в музей, так как многие люди планируют свой визит заранее. Удовлетворение потребностей этих посетителей влечёт за собой создание понятной веб-навигации, разработку загружаемых карт и предоставление информации о доступности объектов в Интернете. В этой связи необходимо тщательно продумать вопрос о внешних вывесках, которые должны быть в равной степени приветливыми и информативными.

В рамках новой системы вывесок Манчестерской художественной галереи компания Holmes Wood разработала огромные баннеры, предназначенные для вывешивания на внешней стороне величественного и потенциально отпугивающего викторианского здания Галереи. Эти баннеры, украшенные названием Галереи и словами «бесплатный вход», идентифицируют данный объект, параллельно предоставляя потенциальным посетителям ответы на возможные вопросы, такие как «нужно ли мне платить?», «что находится внутри?» и «для меня ли это место?», с помощью простых, но привлекательных слов «Добро пожаловать», «Исследуй», «Узнай» и «Расслабься». После установки баннеров количество спонтанных посещений резко возросло, и многие посетители цитировали эти слова, связывая их с основным источником информации о Галерее.

Продумывая аналогичные вопросы на пороге вашего музея или в отдельных помещениях, вы должны помочь определить круг потребностей, которые можно решить путем внедрения правильной системы навигации: начиная от того, чтобы помочь людям понять, где они находятся и что они могут увидеть поблизости, и заканчивая тем, как помочь им пройти к гардеробу, кафе и т.п.

Такие вопросы всегда должны учитывать специфическую архитектуру вашего здания. Например, несмотря на свой статус крупнейшего музея современного искусства в США, Массачусетский музей современного искусства (MassMoCA) имеет неприметный вход со стороны дороги, и посетителям может быть сложно его найти.

Когда компания OverUnder разрабатывала систему навигации для MassMoCA, она разместила гигантское трёхмерное название музея не на самом его входе, как вы могли бы ожидать, а на соседнем здании, имеющем бо́льшую видимость.

5. Будьте последовательны

Если каждый элемент системы навигации будет имеет согласованный вид, расположение и функции, они будут интуитивно понятными для людей. Так, например, если для одной из комнат вы разместите название галереи на полпути сверху по стене, слева от входа, то полезно будет сделать то же самое и для каждого зала. Аналогичным образом, если название одной из галерей будет напечатано черным шрифтом Helvetica 24-го размера и заглавными буквами на белом фоне, то этот же подход следует повторить везде. Таким образом, посетители будут интуитивно понимать, какая категория информации будет предоставляться им посредством знаков, имеющих одинаковый вид, а также они будут знать, где искать эту информацию в случае необходимости.

Если есть иерархия информации, это также должно обрабатываться согласованным образом, как и названия мест в музее. Это может означать, что вам нужно подумать о переименовании некоторых помещений, как это сделал Музей Королевских военно-воздушных сил в Хендоне на севере Лондона во время своей недавней реконструкции. До реконструкции было неясно, все ли здания на бывшем аэродроме являлись частью музея. В новой же системе навигации Музея ВВС каждая отдельная структура называется «Ангар 1», «Ангар 2» и т. д. – с помощью такой простой стратегии все здания объединялись в рамках одного и того же посещения зрителей.

Не менее важно разработать подход, который согласуется с системами навигации за пределами музея. Даже самые горячие ваши поклонники проводят больше времени в других местах, нежели в вашем учреждении. Ваши посетители могут посещать другие культурные объекты, но они также будут посещать и такие места, как супермаркеты, торговые центры, школы, парки, больницы, аэропорты. Если вы хотите создать комплексный опыт, ваши карты, вывески и другие стратегии схемы движения должны соответствовать тому, как люди будут находить дорогу к вашим экспозициям и в других местах. Так, например, имеет смысл использовать уже знакомые значки для таких объектов, как туалеты, а не разрабатывать для них новые иллюстрации.

6. Будьте открыты, доступны и гибки

Система навигации охватывает все моменты, которые помогают людям принимать решения касательно посетительского маршрута. Подобно воодушевляющему наставнику, тон, в рамках которого вы будете делиться информацией и инструкциями, должен быть позитивным и гостеприимным, а не ограничительным. В более общем смысле, системы навигации должны быть доступны всем посетителям, независимо от их способности видеть, читать или понимать письменные обозначения. В целях облегчить эту задачу многие музеи используют значки, в частности для идентификации объектов.

Изображения также могут помочь посетителям интерпретировать то, что они найдут в определенных галереях.

В «НММ» возле каждого значка и указателя направления движения расположены фотографии с названием каждой галереи, цель которых заинтересовать посетителя совершить максимально полный обзор галерей и экспозиций по всему музею, словно зазывая их: «Эй, зайди еще сюда!» Интерактивная галерея для детей до 7 лет сопровождается изображениями двух маленьких детей, играющих с экспонатом, а галерея о полярных исследованиях сопровождается изображениями пингвинов. Поэтажный план здания «Полевого музея естественной истории» в Чикаго, который доступен на десяти различных языках, в целях облегчения идентификации некоторых из его галерей использует штриховые иллюстрации животных, динозавров и египетского саркофага.

На более внутреннем уровне должен сыграть свою роль и дизайн самой галереи. Когда «Национальный центр ремесла и дизайна» захотел отдать предпочтение интеллектуальному доступу для посетителей с плохим зрением, то в конечном итоге в дизайне галереи на стенах и мебели использовали контрастные неотражающие цвета, чтобы облегчить навигацию по пространству.

А на сером полу также были установлены ярко-желтые, постоянно освещенные, текстурированные плитки, аналогичные тем, которые используются на пешеходных переходах. Они четко указывают путь для посетителей, направляя их к конкретным точкам экспозиции.

И, наконец, любая система навигации должна быть достаточно гибкой, чтобы противостоять целому ряду различных непредвиденных событий, сменой экспозиций и разрушительным строительным работам. Это может включать создание дополнительных значков и указателей к специальным мероприятиям или же разработку системы, которая позволяет легко обновлять отдельные значки.

Естественно, лучшими будут считаться такие системы навигации, которые должны побуждать посетителей к бесцельному блужданию по музею, приводя их к случайным открытиям, с одной стороны предоставляя достаточно небольшое количество ненавязчивой информации тем, кто в ней нуждается, и с другой стороны позволяя иной категории посетителей получать удовольствие от забвения.

Об авторе

Анна Фахерти является писателем, тренером и консультантом. Сотрудничает с музеями, помогая им находить и делиться историями в разнообразных выставочных, цифровых и печатных проектах.
Она делится своей страстью к ориентированным на аудиторию подходам к разработке контента совместно со студентами в Городском университете Лондона и Лондонском университете искусств.

    Заявка на разработку проекта Давайте вместе сделаем ещё один замечательный проект!