Шаблоны поведения посетителей и восприятия музейной информации

В мировой психологии ещё с начала XX века (Б. Гилман, Е. Робинсон, А. Мелтон ) начали изучать поведение музейных посетителей. В 80-х годах большой вклад в развитие выставочного проектирования внёс Стивен Битгуд, на которого ссылаются многие современные исследователи. В русскоязычном интернете можно встретить перевод одной из его статей. Также в 2010 году вышла объёмная монография Л.В. Смоловой «Психология взаимодействия с окружающей средой», где рассматриваются работы перечисленных выше исследователей. Некоторые ранние труды, в основном Артура Мелтона, стали классическими, и их результаты учитываются при разработке и создании экспозиций по сей день.

Несмотря на то, что наблюдения, о которых пойдёт речь в этой статье, были сделаны в основном в художественных галереях, полученные данные применимы для проектирования любых выставочных пространств.

Например, одна из статей С. Битгуда, в которой развиваются исследования А. Мелтона и его современников, называется “Environmental psychology in museums, zoos, and other exhibition centers”, 2002 год (статья не переведена на русский язык).

Многие приведенные ниже закономерности выглядят простыми и интуитивно понятными на бытовом уровне. Некоторые — даже возмутительно очевидными. Казалось бы, в чём ценность таких исследований? Сложности начинаются тогда, когда мы начинаем разрабатывать конкретный проект, сталкиваясь с его целями, реальными экспонатами, неидеальными помещениями, бюджетными ограничениями. Оказывается, грамотно спроектировать выставочное пространство очень и очень непросто. Проектировщик должен, как ловкий фокусник, жонглировать всеми факторами, влияющими на восприятие экспозиции посетителем.

При этом что-то упустить из виду очень легко именно из-за кажущихся простоты и очевидности некоторых психологических феноменов.

Поэтому мы считаем важным напомнить себе и читателю базовые закономерности поведения посетителя в выставочном пространстве и специфики восприятия музейной информации.

Шаблоны поведения посетителей и восприятия музейной информации

1. Восприятие ценности экспоната

На первый взгляд кажется, что объективная ценность любого художественного произведения проявляется вне зависимости от того, где и как работа демонстрируется. Однако Мельтон (Смолова Л.В., 2010) в исследовании, и сами художники в жизни доказали ровно противоположное. Именно то, где и как размещен объект, имеет определяющее значение в восприятии его ценности.

В качестве подтверждения приводились факты игнорирования экспоната больше чем половиной посетителей, если тот находился на левой стороне комнаты с дверным проёмом, разделяющим её пополам. Посетители входили в одну дверь и уходили через противоположную, не уделив должного внимания этому экспонату.

Если рассмотреть вопрос значимости расположения предмета искусства шире, то мы столкнёмся с феноменом восприятия бытового объекта как предмета искусства при помещении его в выставочное пространство с некой концептуальной базой.

Один из известных примеров – «Писсуар» Марселя Дюшана (Marcel Duchamp, Porcelain, 1917, Tate, London).

2. Заполненность vs уединённость

Большое количество людей вокруг отвлекает от осмотра экспозиции. Субъективное восприятие количества людей и ощущение переполненности музейного зала оказываются связанными с числом предметов в экспозиции. Нужно учитывать, что увеличение числа предметов и людей в выставочном пространстве обратно пропорционально уделяемому вниманию каждому экспонату.

Шаблоны поведения посетителей и восприятия музейной информации

3. Усталость в музее

Замечено, что обычно посетители подробно изучают несколько первых элементов/объектов, рассматривая большое количество деталей, но затем начинают пропускать их, перескакивать с экспоната на экспонат и задерживаться только у сильно привлекающих к себе внимание объектов. Такое поведение связано с так называемой перегрузкой стимулами. В конце визита посетители уже могут двигаться по экспозиции практически не останавливаясь.

Ресурсы для посещения выставок ограничиваются и истощаются умственными и физическими усилиями.

Степень истощения и обновления зависит от общего объема затраченных усилий, степени когнитивно-эмоционального возбуждения и количества времени, проведенного на выставке. (R. Bechtel & A. Churchman, 2002)

Усталость в музеях можно снизить созданием «разрыва непрерывности» (Смолова Л.В., 2010). Этот приём уже давно стал классикой выставочного проектирования. Речь идет о том, чтобы разбивать монотонность экспонатов одного типа вкраплениями других элементов/объектов. Например, ряд картин прерывается скульптурной композицией, а экспозиция мебели — костюмом соответствующей эпохи. Такая неоднородность снижает темп движения по музею и вызывает заинтересованность посетителей, меняя характер стимулов.

Шаблоны поведения посетителей и восприятия музейной информации

4. Циркуляция посетителей в выставочном пространстве

Складывается впечатление, что посетители проходят через все выставочное пространство или большую его часть. Исследования показали, что это не так. Циркуляция посетителей через определенные выставочные пространства зависит от персональных особенностей посетителя (например, склонность сворачивать направо, усталость, скука), от особенностей архитектуры (например, размещение выходов) и от специфики самой выставки (например, размер, направление). (Битгуд С. в переводе Ахтамзяна Н.И.)

Л.В. Смолова приводит следующие цифры (по Мелтону):

Шаблоны поведения посетителей и восприятия музейной информации

Три четверти людей, входящих в зал экспозиции, поворачивают направо

Шаблоны поведения посетителей и восприятия музейной информации

49% посетителей художественной галереи смотрят на картины или на левой, или на правой стене

Шаблоны поведения посетителей и восприятия музейной информации

Только около 10% делают полный круг, чтобы изучить все художественные работы

Почему так происходит? Обычно люди используют первый попавшийся выход из зала для продолжения осмотра. Частично благодаря этому феномену большинство посетителей видит только часть каждого зала вместо того, чтобы увидеть все элементы/объекты, представленные в нем.

Таким образом, если посетитель входит в экспозиционное пространство и видит выход, располагающийся напротив, он обычно поворачивает направо, движется вдоль стены и выходит, пропуская экспонаты, находящиеся в другой половине помещения.

Когда Мельтон (Смолова Л.В., 2010) экспериментировал с залом, добавляя вторую дверь, он сокращал время нахождения посетителя в этой комнате с 73 до 23 сек! Очевидно, что физические преграды и стрелки указания направления являются полезными средствами для направления потока посетителей.

Максимальное пребывание посетителя в экспозиционном пространстве можно обеспечить организацией помещения с одним входом.

Также важное наблюдение — посетители предпочитают двигаться освещёнными маршрутами и не входить в тёмные области.

Шаблоны поведения посетителей и восприятия музейной информации

5. Системы ориентирования

Для больших музеев и выставочных пространств характерна сложная пространственная структура, влияющая непосредственным образом на состояние посетителей. Установлено, что в музеях, где трудно ориентироваться и легко запутаться, люди испытывают меньше удовлетворенности от посещения.

С. А. Григгс («Orientating Visitors Within a Thematic Display», 1983) выделяет два вида систем ориентирования в музеях: топографическая ориентировка (музейная планировка) и концептуальная ориентировка (организация элементов/объектов).

От качества проектирования и реализации этих двух составляющих во многом зависит качество осмотра экспозиции посетителем. Сможет ли он сориентироваться в многочисленных залах и переходах или большую часть времени потратит, блуждая впустую? Пройдёт ли задуманным авторами маршрутом или, повинуясь интуитивным выборам пути, пропустит значимые экспонаты? Сложится ли в конце осмотра целостное впечатление от экспозиции, будут ли понятны основные смыслы, заложенные создателями, или увиденное рассыпется на несколько отдельных экспонатов / концептуальных групп, непонятно почему собранных вместе?

Можно привести несколько любопытных наблюдений того, как посетители используют конкретные элементы систем ориентирования:

Шаблоны поведения посетителей и восприятия музейной информации

Сопроводительный буклет может увеличить общее время, которое посетители проводят в выставочном пространстве.

Шаблоны поведения посетителей и восприятия музейной информации

Посетители предпочитают карманные карты другим видам указателей пути.

Шаблоны поведения посетителей и восприятия музейной информации

Дублирующие друг друга указательные элементы (карманные карты, указатели, карты «Вы находитесь здесь» и т.д.) благоприятно влияют на атмосферу музея, создавая у посетителя чувство безопасности. Также повышается вероятность того, что посетитель заметит один из элементов ориентировки и воспользуется им.

Шаблоны поведения посетителей и восприятия музейной информации

Карты «Вы находитесь здесь», как правило, используются не для поиска пути, а для концептуальной ориентировки или для получения информации о том, какие экспонаты находятся в музее.

Системы ориентирования настолько важны как элементом музейного пространства, что С.А.Григгс настаивал на детальной разработке систем ещё на стадии проектирования выставки/музея.

Шаблоны поведения посетителей и восприятия музейной информации

В обзоре были приведены основном результаты фундаментальных исследований первой половины XX века. Несомненно, за прошедшее время научные исследования в области выставочного дизайна значительно расширили и детализировали эту область знания. Изучать специфику поведения посетителей и восприятия музейной информации мы продолжим в следующих статьях.

Текст: Екатерина Волкова

Иллюстратор: Екатерина Растеряева

    Заявка на разработку проекта Давайте вместе сделаем ещё один замечательный проект!