Три основополагающих принципа внимания посетителей музеев (по С. Битгуду)

9.08.2020 #исследования#музейнаянавигация

 

Продолжая исследовать поведение посетителей музеев и особенности восприятия ими информации, мы решили остановиться и рассмотреть подробнее результаты деятельности доктора психологии, почётного профессора Джексонвилльского Государственного университета (США) Стивена Битгуда. На русский язык работы С. Битгуда практически не переведены. Удалось найти реферат магистранта кафедры музеологии факультета истории искусства РГГУ А. Б. Белоусова на книгу «Социальный дизайн в музеях: психология посетителей музея» (2011) в научном электронном журнале «Артикульт» за январь-март 2015 года, и, как мы уже упоминали в предыдущей статье, открывшей тему исследования поведения посетителей, существует перевод статьи С. Битгуда «Проблемы ориентировки и циркуляции посетителей музея» 1988 года, выполненный Н. И. Ахтамзяном.

Почему Стивен Битгуд?

Стивен / Стефан Битгуд (Stiven / Stephen Bitgood) — один из крупнейших современных исследователей поведения посетителей музеев. Он является сооснователем ассоциации Visitors Studies (VSA), соредактором журнала Visitor Studies: Theory, Research and Practice и значимой научной конференции Visitor Studies Conference.

Научная деятельность профессора насчитывает более трёх десятилетий. С. Битгут работал на стыке психологии и музеологии над такими темами, как внимание посетителей и факторы, влияющие на него, когнитивная и пространственная ориентация, неформальное обучение в музеях, оценка посетителей. Если изначально его работы были ближе к поведенческой психологии, то впоследствии С. Битгуд приходит к тому, что называет социальным дизайном в музее, то есть изучает взаимосвязь окружающей среды и группового поведения — в данном случае музея и его посетителей.

Особенно выделяет научные публикации С. Битгуда то, насколько их содержание основано на эмпирических данных о посетителях, полученных в результате многочисленных масштабных исследований различных выставочных площадок (музеев, научных центров, зоопарков и т.д.). На сегодняшний день на счету профессора более 70 статей и 3 книги: Social Design in Museums: The Psychology of Visitor Studies (2011), Attention and Value: Keys to Understanding Museum Visitors (2013) и Engaging the Visitor: Designing Exhibits that Work (2014).

Для детального рассмотрения мы выбрали статью С. Битгуда Environmental psychology in museums, zoos, and other exhibition centers («Средовая психология в музеях, зоопарках и других выставочных центрах»), опубликованная в сборнике Handbook of Environmental Psychology в 2002 году. Этот труд обобщает накопленные к тому времени знания в области изучения посетителей, это одна из самых цитируемых работ С. Битгуда (согласно Академии Google, на сегодняшний день она была процитирована 167 раз, по Citeseerx — 156 раз).

В статье С. Битгуд рассматривает музей как комплексную систему, взаимодействующую с посетителем. Автор даёт краткие описания направлений в исследовании посетителей, а также историю развития этой области психологии. Рассматриваются все составляющие музея: вход и холл, выставочное пространство, сопутствующая инфраструктура (сувенирный магазин, кафе, туалеты) и сама архитектура здания.

Нас интересует психология поведения и восприятия информации посетителем непосредственно в выставочном пространстве. Поэтому мы сочли полезным представить адаптированный перевод наиболее объёмной части указанной работы, посвящённой непосредственно выставочному пространству.

Поскольку в данной статье С. Битгуд рассматривает музей как место получения неформального образования, его исследование направлено на изучение психологических факторов, знание которых помогает наиболее эффективно реализовать коммуникативную функцию музея и донести до посетителя предполагаемые идеи и информацию.

Одним из ведущих феноменов, влияющих на восприятие информации посетителем, является его внимание.

Три принципа внимания посетителей музея

Битгуд выделил три взаимосвязанных принципа внимания, которые объясняют и помогают систематизировать разнообразные знания о реакциях и поведении посетителей на выставках:

Принцип № 1: Избирательность внимания

Посетители обращают внимание на один экспонат за раз. То, что привлекает внимание, определяется двумя характеристиками:

  • различимостью или выраженностью элемента/объекта;
  • тем, насколько близок путь посетителя к элементу/объекту.

Подробнее об избирательности внимания

Принцип № 2: Зависимость внимания от мотивации

Посетители должны быть замотивированы, чтобы сосредоточить своё внимание на экспонатах выставки. Мотивация определяется когнитивно-эмоциональным возбуждением (например, уровнем интереса), объёмом предполагаемой работы, а также количеством и интенсивностью отвлекающих факторов.

Подробнее о зависимости внимания от мотивации

Принцип № 3: Ограниченность ресурса внимания

Ресурсы для просмотра экспозиции ограничиваются и истощаются умственными и физическими усилиями. Скорость истощения и обновления зависит от общего объёма затраченных усилий, уровня когнитивно-эмоционального возбуждения и количества времени.

Подробнее об ограниченности внимания

Перейдя по ссылкам, можно ознакомиться с подробным разбором каждого принципа внимания и основанными на них практическими рекомендациями для создателей экспозиций.

В дополнение к основным принципам внимания С. Битгуд выделяет несколько следствий и закономерностей, вытекающих из взаимосвязи этих принципов, которые мы рассмотрим отдельно:

  • Перераспределение внимания;
  • Дополняющая роль этикетажа;
  • Комуникативная составляющая этикетажа.

Текст: Екатерина Волкова
Редактор: Ирина Кирюхина
Анимация: GIPHY

Отправить заявку на разработку концепции для вашего музея