Выставка стоимостью 24 миллиона фунтов стерлингов в Музее науки показывает «человеческое лицо» медицины

3.04.2020

 

Перевод статьи

«Медицина: Галереи Уэлкома» – выставка, которая представляет медицинские экспонаты за более чем 500 последних лет человеческой истории.

В Музее науки Лондона для посетителей открываются Галереи Уэлкома – богатейшее собрание, насчитывающая более 3000 экспонатов, фиксирующих историю медицины.

Это самые крупные галереи, исследующие мировую историю медицины и демонстрирующие широчайший спектр экспонатов: от аппарата искусственного дыхания до первого в мире МРТ-сканера и маломасштабной моделью больницы 1930-х годов.

Выставка была создана архитекторами компании Wilkinson Eyre, которые возглавили две другие галереи в Музее науки: галерею Разнообразных материалов и галерею Конструирования современного мира.

Архитектурная мастерская, базирующаяся в Лондоне, также работала во время реставрации Коллекции Уэлкома: музея и библиотеки, в которых выставлены произведения искусства и медицинские экспонаты. Музей «Коллекция Велкома» управляется организацией с идентичным названием, созданной практикующим врачом Генри Уэлкомом. Большинство экспонатов, представленных в «Медицине», а также собственные магазины Музея науки, принадлежат коллекции Генри Уэлкома.

«Чувствуется атмосфера драмы, когда проходишь мимо»

«Медицина» – это постоянно действующая выставка – она будет длиться 25 лет, и стоит 24 миллиона фунтов стерлингов. Она огромная: расположена на первом этаже музея, её галереи расположены на площади более чем 3000м2. Выставка разделена на три главные галереи и две «пороговые» галереи меньшего размера.

Учитывая такой масштаб, команда разработчиков должна была найти объединяющую концепцию. Джулия Глинн-Смит, помощник директора компании Wilkinson Eyre, говорит, что «люди были поставлены в центр повествования».

«Взаимоотношения с медициной у посетителей строятся на их собственных размышлениях», добавляет она. «У каждого человека своё отношение к медицине – независимо от того, посещает он доктора сам или посещает родственника в больнице».

Медицина и Организм

Первая галерея, «Медицина и Организм», рассказывает о происхождении медицины через призму ранних исследований анатомии. Вторая, «Медицина и Лечение», рассматривает медицинские разработки, такие, как хирургия или электротерапия, и третья, «Медицина и Общество», исследует государственные объекты инфраструктуры, которые решают вопросы здравоохранения, такие как НСЗ (Национальная Служба Здравоохранения) или, например, система канализации.

«Медицина и Организм» демонстрирует зрителю серию восковых экспонатов 18 века и других светочувствительных экспонатов. Это означает, что для их содержания был необходим «полный контроль окружающей среды», поэтому выставочная площадь, где они находятся, была затемнена. «Чувствуется атмосфера драмы, когда проходишь мимо», комментирует Глин-Смит.

Медицина и Организм

Комната разделена на участки – с вкраплениями серии фотографических портретов Сианы Дейви – где большинство экспонатов выставлено в отдельно стоящих  витринах островного типа. Они были разработаны компанией-создателем музейных выставок Click Netherfield и позволяют обозревать экспонаты со всех сторон.

В отличие от «Медицины и Организма», две другие галереи, расположенные вокруг вместительного атриума, освещены дневным светом. Различие подчеркивается ярко освещенной областью, напоминающей операционную, расположенную в начале «Медицины и Лечения».

Чувство света этих двух галерей легло в основу дизайна выставок; компания Wilkinson Eyre создала бескаркасные «балюстрады», которые выравнивают балкон. Это означает, что посетители могут рассмотреть экспонаты со всех сторон, с уровня ниже и выше, а также из галереи напротив.

Выставочный ритм

Две «пороговые» галереи разбивают ритм выставки.

Первая — ‘Wunderkammer’ – шкаф антикварных вещей, в котором находится 1000 экспонатов. Эта экспозиция высотой 4,5 м охватывает ведущие поступления коллекции 1970-х годов. По словам Глин-Смит, в шкафу, в основном, выставлены приобретения Генри Уэлкома, а целью экспозиции является «демонстрация широты коллекции».

Wunderkammer

Вторая «пороговая» галерея называется «Страх, Надежда, Вера» . Расположенная в конце выставки, эта более спокойная зона залита «церковным пурпурным светом» (по словам Глин-Смит), и включает коллекцию святых и божеств всех религий, а также коллекцию ладанок.

Есть отдельные зоны вдоль края зала, в которых проигрываются аудиозаписи, рассказывающие, как люди со всего мира приходили к вере во время медицинского лечения.

Страх, Надежда, Вера

Аудио-визуальная и интерактивная среда

На протяжении выставки аудио-визуальных элементов становится всё больше; в просторной реплике камеры 1930-х годов, обитой войлоком, проигрываются записи настоящих пациентов, которые находились под наблюдением. В «Медицине и Лечении» была установлена витрина и создан интерьер аптеки начала 19 века, с трансляцией аудиозаписей, воссоздающих события, которые могли там произойти.

Инсталляция «Аптека 1911 года»

В этой инсталляции также есть три интерактивные экспозиции; посетители прикасаются к поверхностям на стойке аптеки, для которой используется проекционная технология, чтобы продемонстрировать посетителям процесс создания лекарства или процесс обнаружения ядовитых веществ.

Другие интерактивные экспозиции разбросаны по всей выставке, акцентируя внимание  на принятии решений и обучении. Один из экранов, например, демонстрирует посетителям процесс получения потенциального лекарства в ходе медицинских испытаний.

Как графика может «облегчить сложное повествование»

Графический дизайн выставки был создана дизайнерской студией Holmes Wood, расположенной в Лондоне. Аннабель Джадд, директор студии, говорит, что интерпретативная графика и графический средовой дизайн «облегчают» «сложное повествование» о галереях при помощи иерархии визуальной информации.

Церковный пурпурный свет

Основные направляющие – «маяки» – заголовки на отражающих поверхностях, чтобы посетители могли параллельно увидеть свои отражения. Опять же, речь шла о включении людей в повествование. «Идея в том, что люди могут увидеть себя в этой истории», – говорит Джадд.

Далее по иерархии расположены разделы в «венозном» красном цвете и ключевые элементы «костяного» оттенка. Система «позволяет всем людям – разных возрастных групп и разных интересов –вступить в контакт с выставкой», добавляет Джадд.

Создание научного музея под эгидой дизайна

Галереи – самая крупная и последняя стадия первой части Генерального плана музея, завершение которого заняло десять лет. В проект включена экспозиция «Математика: Галерея Винтона», разработанная архитекторами компании  Zaha Hadid, а также «Лаборатория Чудес», интерактивное пространство для детей, разработанное компанией Muf Architecture / Art.

Карен Ливингстон, директор Генерального плана музея, говорит, что галереи знаменуют собой изменение подхода музея к представлению своей коллекции. «Мы объединили масштаб национального научного музея с лучшим, что есть в архитектуре и дизайне так, чтобы это больше ассоциировалось с художественной галереей», – говорит Ливингстон, которая ранее возглавляла проекты в компании V & A.

Витрина с операционной

В «Медицине» есть четыре специально заказанных произведения искусства, в том числе 3,5-метровая бронзовая статуя от Марка Куинна под названием «Самосознательный ген». Идея этой возвышающейся статуи – рассказать о подростке, который татуировал все свое тело анатомическими диаграммами после обнаружения у него опухоли головного мозга. Другое произведение, «Цветение», освещённая инсталляция от Studio Roso о болезнях, передающихся воздушно-капельным путем, которая подвешена к потолку музея.

По словам Ливингстон, этот подход «может помочь людям познакомиться с предметом, с которым они иначе не могли бы взаимодействовать», хотя представители более традиционных идей убеждали её в том, что музей науки должен демонстрировать свою коллекцию по-другому.

Инсталляция «Цветение»

По этому поводу Ливингстон отвечает: «Мне пришлось подробно обсудить с учеными то, почему архитектурный и дизайнерский подход делают истории, которые мы хотим рассказать, более совершенными, а не ухудшают их. Наши коллекции очень красивые, даже если они не предназначены для показа – они созданы для научного и практического применения. Но они также являются воротами для историй, которые мы хотим рассказать».

Отправить заявку на разработку концепции для вашего музея