Разработка концепций
для музеев и социокультурных пространств

Творческая группа бюро музейной сценографии «Метаформа» обладает многолетним опытом разработки концепций для музейных экспозиций, социокультурных проектов, интерактивных центров различной тематики и направленности.
Мы преобразуем смыслы и нарративы в пространственные формы, экспозиционные решения и инсталляции.
Музейная сценография – это полифония, где сценарий экспозиции неотрывно связан с дизайном, аудиовизуальными средствами, графикой, светом, акустической картиной. Концепция музейной сценографии – это основа для рождения будущей экспозиции, а также документ, по которому осуществляется дальнейший процесс проектирования и реализации.
Зачем музейному проекту нужна концепция?
Проект без предварительной разработки концепции:
  • Становится дискретным. Возможны проблемы в коммуникации между рабочими группами при переходе от этапа к этапу
  • Архитектурные решения проектируются в отрыве от содержательной части экспозиции
  • Нет единого управления на всех стадиях проекта — велика вероятность потери части идей и общего замысла
  • В процессе проектирования и реализации могут возникать новые детали, которые повлекут за собой несистемные изменения проекат
Наличие проработанной концепции обеспечивает:
  • Возможность проектирования внутренней архитектуры экспозиции исходя из ее содержания и идейного наполнения
  • Плавный переход к дальнейшим стадиям проекта (проектирование, реализация) без потери общего замысла
  • Единое кураторское видение и авторский надзор за всеми составляющими концепции: смысловой, сценарной, художественной, инсталяционной, контекстной
  • Разработанный в рамках концепции гайдлайн гарантирует целостность визуальной картины проекта
  • Концептуальные решения системно детализируются на этапах проектирования и реализации
Что входит в разработку концепции музейной сценографии?
01
Определение основной идеи экспозиции, фокусировка, поиск базовых нарративов, ключевых тем
  • Формализованная ключевая идея проекта
  • Описание основных экспозиционных нарративов, структура тем
  • Общее резюме проекта. Описание аудитории, миссии, целей и задач
  • Построение модели пространства с отражением подхода к музейной сценографии
02
Разработка функционального плана музейного пространства
  • Пространственная структура музея
  • Функциональный план пространства
  • Описание функциональных зон, возможностей и принципов их использования
03
Разработка сценарной и художественной концепции экспозиции
  • Структура экспозиции
  • Тематико-сюжетный план
  • Описание возможных/потенциальных информационных слоёв экспозиции
  • Художественные эскизы экспозиции
  • Развёртки с эскизной графикой, инфографикой и иными элементами.
  • Визуализации в формате 3D
04
Разработка концепции отдельных экспозиционных форм и инсталляционных решений
  • Визуализация отдельных решений в рамках общего дизайн-решения
  • Описание принципов, алгоритмов и сценариев работы инсталляций
  • Синопсисы цифрового контента
05
Подготовка итогового документа
  • «Концепция сценографии экспозиции» с визуализациями и подробным описанием решений
  • Альбом-презентация
  • Структурная партитура материалов экспозиции
  • Дорожная карта реализации
  • Оценочная спецификация реализации проекта

Всеволод Фёдорович Руднев

Командир крейсера «Варяг» , герой Русско-японской войны 1904 -1905 годов. Флигельадъютант императора Николая II (1904), контрадмирал русского флота (1905).

Крейсер «Варяг»

Бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901—1904 годах. Участник боя у Чемульпо (1904).

Образовательное, коммуникационное пространство

Основной зал, который благодаря своему техническому оснащению может выступать и как площадка для мероприятий

Экспозиция. Нарратив «Море»

Общественное пространство

Стойка администрации, кассовая зона, гардероб, сувенирный магазин, вендинговые автоматы, туалеты

Экспозиция. Нарратив «Человек»

Сценарная структура. Подход к драматургии проекта
Концепция — это прежде всего структура экспозиции, затем поиск художественного образа, затем — дальнейшая детализация отдельных решений.
Дополнительными шагами на стадии разработки концепции музейного пространства могут стать:
Организация проектных семинаров и опросов рабочей группы или профессионального сообщества
Художественное или цифровое макетирование, создание 3D-туров
Обзор и составление карт актуальных для проекта культурных и междисциплинарных практик и коммуникационных возможностей
Подготовка партитур (сценарии прохода посетителя по экспозиции, отражающие связь: время – место – содержание – тема – слой – эмоция – форма – решение)
Поиск дополнительных фондов и исходных данных в архивах, частных коллекциях, библиотеках
Подготовка карты визуальной, акустической, кинестетической коммуникации посетителя с экспозицией, проведение исследований для разных целевых групп
Анализ социального опыт репрезентации темы

    Отправить заявку