Корпоративные музеи

Корпоративные музеи

Корпоративные музеи — особый мир в музейной вселенной

 

Музеи предприятий имеют ряд своих характерных особенностей — в их составе может не быть привычных музейных сотрудников: хранителей, научных кураторов, педагогов. Как правило, музейная деятельность корпорации ложится на плечи департаментов PR, HR и внутренних коммуникаций или… энтузиастов, стремящихся сохранить исторический слой внутри организации. При этом имеющееся наследие и транслируемые смыслы могут ничуть не уступать «классическим» музеям. Ещё одной особенностью является то, что корпоративные музеи пока не имеют чётко определённого юридического статуса, что заставляет сотрудников, занимающихся экспозициями внутри компании, решать многие вопросы на свой страх и риск.

Роль корпоративного музея

Музей предприятия может стать возможностью спасения и сохранения объектов индустриального наследия для будущих поколений. Например, музейный комплекс «Северская домна» в Свердловской области, включает историческое здание домны, которое сохранилось во многом благодаря «музейной роли». А создание на территории действующей станции 1927 года Музея Волховской ГЭС (Лениградская область) позволило сохранить ряд уникальных документов и предметов, связанных с инженером Г.О. Графтио и его деятельностью.

Музей Волховской ГЭС

Кроме того, что музей предприятия является хранителем истории, он также становится мощным инструментом коммуникации с различными аудиториями:

Сотрудники компании
и их семьи

Сотрудники компании <br>и их семьи

Для молодых сотрудников музей — место, где они могут познакомиться с историей предприятия, пообщаться друг с другом и старшими коллегами. Для ветеранов предприятия музей — место памяти, зачастую именно такие сотрудники пополняют фонды музея предметами из своих личных коллекций, помогают в организации тематических выставок, выступают экспертами.

«Адепты бренда»

«Адепты бренда»

Пользователи и фанаты конкретного бренда. Примеры — посетители музеев футбольных и иных спортивных клубов (Музей футбольного клуба «Спартак»), музеев автомобильных компания (BMW, Mersedes, Porsche), музеев торговых марок товаров массового потребления (Samsung, Heineken, Swarovski). Экспозиция в данном случае становится местом получения ярких эмоций и ощущения сопричастности с брендом. Такая аудитория, пожалуй, самая благодарная, но и самая требовательная для корпоративных музеев.

Будущие специалисты (школьники, студенты)

Будущие специалисты (школьники, студенты)

Интересная экспозиция способна заронить зерно интереса к отрасли у потенциальных будущих специалистов. Музей в данном случае выполняет профориентационную функцию.

Делегации (подрядчики, партнёры, инвесторы)

Делегации (подрядчики, партнёры, инвесторы)

Технологичность, инновации, новые методики — всё это можно увидеть на производстве или в пространстве современной продуманной экспозиции, задача которой — впечатлить посетителя и создать положительный образ предприятия.

Интерактивный центр «Уральские Локомотивы»

Туристы, гости города

Туристы, гости города

Некоторые музеи предприятий выходят за рамки сугубо корпоративных историй и открыто ступают на поле социокультурного досуга, становясь на туристической карте города или региона важной точкой. Особенно важно это для музеев градообразующих предприятий, которые зачастую формируют образ города и являются его визитной карточкой абсолютно наравне с другими культурными институциями (а иногда даже и заменяя их). Есть примеры, когда корпоративные экспозиции разрастаются до многофункциональных музейных центров, с круглогодичной программой мероприятий, сменных выставок и проектной деятельности.

Примеры подобных проектов:

Примеры подобных проектов:
  • Музей истории Выксунского металлургического завода
  • Музейно-выставочный центр «Фосагро-Апатит»
  • Музей железных дорог России
  • Музей п. Никель
  • Музей Пермского порохового завода
  • Павильон «Нефть» на ВДНХ
  • Центр Vaprikki в Тампере
  • Музей соли г.Люнебург
  • Autostadt в Вольфсбурге
Музейно-выставочный центр «Чудо-шаль» Павловопосадской платочной мануфактуры

Корпоративные музеи — это целый мир, от залов славы «только для своих» до музейных комплексов градообразующих предприятий и интерактивных центров, открытых широкой публике. Сегодня музеи компаний должны осознать себя частью общероссийского и общемирового музейного процесса, а компании — прийти к выводу, что деятельность музея — важнейшая социальная функция. Особенно если есть доступ к промышленному наследию и историческим артефактам.

 

Команда, создающая корпоративный музей

 

Создание нового корпоративного музея — это всегда работа в смешанной команде, включающей множество специалистов
как со стороны заказчика, так и со стороны проектировщика, что порождает множество кросс-коммуникаций. Этот процесс сопровождается разными взглядами участников, представлениями о транслируемых нарративах или разногласиями в принятии отдельных решений.

Если рабочая группа заказчика включает в себя множество специалистов из разных департаментов, то сотрудники нашего Бюро, как правило, предлагают провести проектный семинар, на котором модератор помогает группе сформулировать разделы рамочной концепции, основу для дальнейшей работы. Необходимо помнить, что какие бы творческие разногласия ни были в команде, самое главное — общая нацеленность на результат и понимание того, что проектирование — процесс непростой, итерационный.

 

Научная коммуникация

 

Необходимость научной коммуникации в корпоративном музее становится особенно высока, ведь зачастую речь идёт о трансляции научного знания, технологий, производственных процессов, что не всегда является простым для восприятия посетителя.
Например, текст «Каталитический крекинг — термокаталитическая переработка нефтяных фракций с целью получения компонента высокооктанового бензина, лёгкого газойля и непредельных жирных газов», полученный от эксперта, может быть совершенно непонятен посетителю музея. В этом случае ищутся способы интерпретации, возможности для того, чтобы сделать повествование более наглядным и доступным.

Алгоритм создания корпоративного музея

Любой проект начинается с рождения концепции. Концепция не может быть построена на отдельных формах, любые визуальные решения — следствие смысловой структуры, разрабатываемой куратором проекта на основе общения с заказчиком.

Изначально происходит знакомство с отраслью и существующим социальным опытом на тему создаваемого музея. На данном этапе важно не впадать в стереотипное мышление, а искать более глубокие смыслы и визуальные ассоциации.
01

Изначально происходит знакомство с отраслью и существующим социальным опытом на тему создаваемого музея. На данном этапе важно не впадать в стереотипное мышление, а искать более глубокие смыслы и визуальные ассоциации.

Пространство и особенности экспозиции — важные вводные данные для проектирования. Каждое пространство имеет свои плюсы и минусы. Концепция учитывает их, и куратор предлагает реализуемые решения, которые применимы для имеющегося помещения. 02

Пространство и особенности экспозиции — важные вводные данные для проектирования. Каждое пространство имеет свои плюсы и минусы. Концепция учитывает их, и куратор предлагает реализуемые решения, которые применимы для имеющегося помещения.

После изучения аудитории проекта, предметной базы и базы нарративов определяются общие подходы к будущей экспозиции и создаётся экспозиционный план, который, помимо расстановки объектов и тем, может также содержать план коммуникаций, повествовательных слоёв, инклюзивного опыта, маршрутные линии и сценарии прохода посетителя. 03

После изучения аудитории проекта, предметной базы и базы нарративов определяются общие подходы к будущей экспозиции и создаётся экспозиционный план, который, помимо расстановки объектов и тем, может также содержать план коммуникаций, повествовательных слоёв, инклюзивного опыта, маршрутные линии и сценарии прохода посетителя.

Только после решения ключевых вопросов будущей экспозиции начинают прорабатываться отдельные решения — экспозиционные, инсталляционные. Современные экспозиции активно используют мультимедийный инструментарий, мультимедиа позволяют показать множество производственных процессов, внести дополнительные слои и контексты в экспозицию. Наиболее интересны сегодня фиджитал-решения, сочетающие физическое взаимодействие и цифровое содержимое. 04

Только после решения ключевых вопросов будущей экспозиции начинают прорабатываться отдельные решения — экспозиционные, инсталляционные. Современные экспозиции активно используют мультимедийный инструментарий, мультимедиа позволяют показать множество производственных процессов, внести дополнительные слои и контексты в экспозицию. Наиболее интересны сегодня фиджитал-решения, сочетающие физическое взаимодействие и цифровое содержимое.

Итогом этапа создания концепции является документ «Концепция музейной сценографии», содержащий понимание того, как будет выглядеть и из чего будет состоять будущая экспозиция.

Дополнительным документом на этапе концепции может быть фирменный стиль проекта. Книга фирменного стиля содержит набор правил визуальной части проекта, реализовать в едином стиле графическое наполнение, аудиовизуальный контент. 05

Итогом этапа создания концепции является документ «Концепция музейной сценографии», содержащий понимание того, как будет выглядеть и из чего будет состоять будущая экспозиция. Дополнительным документом на этапе концепции может быть фирменный стиль проекта. Книга фирменного стиля содержит набор правил визуальной части проекта, реализовать в едином стиле графическое наполнение, аудиовизуальный контент.

На этапе проектирования все решения прорабатываются более детально, появляются рабочая документация, дизайн-проект корпоративного музея, более подробные синопсисы и сценарии мультимедийного контента.
На этапе реализации осуществляется авторский надзор и управление всеми процессами реализации. 06

На этапе проектирования все решения прорабатываются более детально, появляются рабочая документация, дизайн-проект корпоративного музея, более подробные синопсисы и сценарии мультимедийного контента. На этапе реализации осуществляется авторский надзор и управление всеми процессами реализации.

Мы поможем разработать концепцию музея, интерактивного центра, образовательного пространства или шоурума вашей организации, а также возьмём на себя все вопросы, связанные с управлением и реализацией проекта.

    Заявка на разработку проекта Давайте вместе сделаем ещё один замечательный проект!