Философия нашей работы

О музейной сценографии

Музейная сценография — междисциплинарная философия проектирования, синтезирующая множество отдельных дисциплин и нацеленная на преобразование смыслов в пространственные формы.

Классические подходы к проектированию социокультурных пространств предполагают определённую дискретность процесса, когда художественная концепция, сценарий и мультимедийные решения создаются различными рабочими группами (не всегда связанными друг с другом).

Но сегодня, когда экспозиции стали более многосложными, а посетители — более требовательными, становятся актуальными целостные подходы к проекту, с единым кураторским управлением.

Философия музейной сценографии — ответ на значительно усложнившуюся структуру проектов, которые теперь объединяют не только предметы и их оформление, но и нарративы, внутреннюю архитектуру, пространственные и графические решения, медиатехнологии. Эти слои объединяются концепцией и работают на содержание и идею проекта.

Концепция музейной сценографии проекта — документ, который даёт цельное представление как об идеологии проекта, так и о всех художественных решениях, инсталляциях и аудиовизуальном контенте. Данный документ становится основой для дальнейшего проектирования и реализации.

Сохранение целостности проекта на всех его этапах — ключевая особенность философии музейной сценографии
Зачем музейному проекту нужна концепция?
Проект без предварительной разработки концепции:
  • Становится дискретным. Возможны проблемы в коммуникации между рабочими группами при переходе от этапа к этапу
  • Архитектурные решения проектируются в отрыве от содержательной части экспозиции
  • Нет единого управления на всех стадиях проекта — велика вероятность потери части идей и общего замысла
  • В процессе проектирования и реализации могут возникать новые детали, которые повлекут за собой несистемные изменения проекат
Наличие проработанной концепции обеспечивает:
  • Возможность проектирования внутренней архитектуры экспозиции исходя из ее содержания и идейного наполнения
  • Плавный переход к дальнейшим стадиям проекта (проектирование, реализация) без потери общего замысла
  • Единое кураторское видение и авторский надзор за всеми составляющими концепции: смысловой, сценарной, художественной, инсталяционной, контекстной
  • Разработанный в рамках концепции гайдлайн гарантирует целостность визуальной картины проекта
  • Концептуальные решения системно детализируются на этапах проектирования и реализации
Роли и компетенции

Ключевую роль в разработке концепции музейной сценографии играет куратор проекта. Это своего рода генератор и систематизатор смыслов, создатель структуры будущей экспозиции, а также связующее звено между музеем и его научной группой и группой художников, дизайнеров и других членов команды Бюро. Именно куратор отвечает за создание концепции, формулирует задания дизайнерам, продюсерам и специалистам по работе с информацией, сопровождает проект на всех стадиях его жизненного цикла, а также во время инженерной ревизии, реализации и монтажа.

Создание социокультурных проектов сегодня – это работа команды, причём команды междисциплинарной, где объединены очень разные специалисты. Принципиальное значение приобретает правильно выстроенный процесс взаимодействия внутри команды, без него яркие творческие идеи могут просто не дойти до стадии реализации.

Тема
Тема

Штатные специалисты

  • Куратор
  • Специалисты по работе с информацией
  • Редактор
  • Руководитель проекта
  • Организатор проектных семинаров

Внештатные специалисты

  • Научные эксперты по темам
Содержание
Содержание

Штатные специалисты

  • Куратор
  • Специалисты по работе с информацией
  • Интерпретатор
  • Научный коммуникатор
  • Операционный редактор
  • Рерайтер (экспозиционные тексты)
  • Графический дизайнер
  • Продюсер
  • Руководитель проекта
  • Продюсер
  • Организатор проектных семинаров

Внештатные специалисты

  • Научные эксперты: историки, культурологи, антропологи, социологи
Аудитория
Аудитория

Штатные специалисты

  • Куратор
  • Специалисты по работе с информацией
  • Руководитель проекта
  • Организатор проектных семинаров

Внештатные специалисты

  • Эксперты
  • Педагоги, психологи
  • Консультанты по работе с людьми с ограниченными возможностями
Функции
Функции

Штатные специалисты

  • Куратор
  • Специалисты по работе с информацией
  • Специалист по развитию, маркетолог

Внештатные специалисты

  • Профильные музейные специалисты
  • Сотрудники детских центров, лекториев, музейных магазинов
Пространство
Пространство

Штатные специалисты

  • Куратор
  • Арт-директор
  • Руководитель проекта
  • Специалисты по работе с информацией
  • Специалист по развитию
  • Архитектор
  • Визуализатор
  • Продюсер
  • Специалисты по инженерным сетям
  • Средовой дизайнер

Внештатные специалисты

  • Детские педагоги, психологи
  • Консультанты по работе с людьми с ограниченными возможностями
  • Сотрудники тематических музеев
Фонды и архивы
Фонды и архивы

Штатные специалисты

  • Куратор
  • Специалисты по работе с информацией
  • Средовой дизайнер
  • Графический дизайнер
  • Руководитель проекта

Внештатные специалисты

  • Хранители (фонды, спецусловия хранения), сотрудники музея
  • Историки, культурологи, искусствоведы
  • Педагоги-психологи
  • Юристы
Структура экспозиции
Структура экспозиции

Штатные специалисты

  • Куратор
  • Специалисты по работе с информацией
  • Сценарист, драматург
Художественное решение
Художественное решение

Штатные специалисты

  • Куратор
  • Арт-директор
  • Руководитель проекта
  • Средовой дизайнер
  • Визуализатор
  • Графический дизайнер
  • Дизайнер-конструктор

Внештатные специалисты

  • Декоратор
  • Художник-иллюстратор
  • Специалист по световому оборудованию
Графическое оформление
Графическое оформление

Штатные специалисты

  • Куратор
  • Арт-директор
  • Специалисты по работе с информацией
  • Графический дизайнер
  • Средовой дизайнер
  • Визуализатор
  • Руководитель проекта
  • Операционный редактор
  • Интерпретатор
  • Научный коммуникатор
  • Копирайтер
  • Продюсер

Внештатные специалисты

  • Научные эксперты
  • Переводчик
Инсталляции
Инсталляции

Штатные специалисты

  • Куратор
  • Арт-директор
  • Специалисты по работе с информацией
  • Продюсер
  • Руководитель проекта
  • Графический дизайнер
  • UX-дизайнер
  • Операционный редактор
  • Средовой дизайнер
  • Промышленный дизайнер
  • Системный инженер
  • Дизайнер-реализатор
  • Инженер-конструктор

Внештатные специалисты

  • Научные эксперты
  • Переводчик
Цифровой контент
Цифровой контент

Штатные специалисты

  • Куратор
  • Арт-директор
  • Специалисты по работе с информацией
  • Графический дизайнер
  • Дизайнер интерфейсов (UX/UI)
  • Продюсер
  • Иллюстратор, аниматор, ретушёр
  • Руководитель проекта
  • Научный коммуникатор
  • Сценарист

Внештатные специалисты

  • Научные эксперты
  • Монтажёры
  • Сценаристы, драматурги
  • Режиссёры
  • Коммерческие музыканты
  • Саунд-дизайнер
  • Музыкальный продюсер
  • Архивисты
  • Юристы
  • Переводчик
Управление бюджетом
Управление бюджетом

Штатные специалисты

  • Руководитель проекта
  • Продюсер
  • Коммерческий директор
  • Куратор

Музейная экспозиция становится сложным синтетическим произведением, в создании которого задействуется не только большое количество междисциплинарных специалистов, но и разнообразный инструментарий.

Инструменты музейной сценографии
Making narrative spaces, т.е. создание нарративных («говорящих») пространств – то, чем занимается музейная сценография. Нарратив – понятие более широкое, чем «тема» или «сюжет». Это повествовательно-смысловая линия, которая выражается через физические формы экспозиции. Такой подход отличается от «оформительского», «дизайнерского» или «архитектурного», т.к. во главу угла ставит содержательную часть.
База любой экспозиции – это предметный ряд. Но не только предметную коллекцию нужно проанализировать, разрабатывая концепцию. Необходимо учитывать «нематериальный массив» – истории, ожидания, цифровые архивы. А зачастую не только учитывать, но и искать, заполняя возможные смысловые лакуны будущего проекта. В ходе проектирования экспозиции, с появлением новых материалов и открытий, она постепенно будет становиться иной, чем задумывалось вначале. Проработка содержательного архива проекта – очень сложная, но важнейшая работа, которая является фундаментом для тех внешних форм, которые в итоге видит посетитель.
Научный коммуникатор – это человек, который переводит с «научного» на «популярный». Ценность информации как таковой в музее стала значительно из-за ощущения и факта доступности огромного количества информации по запросу в любой момент времени. При этом возросла ценность интерпретации, когда музей становится проводником в мире огромного количества доступной, но неструктурированной информации и доносит до посетителя. При этом доверие к музею во все времена остаётся очень большим, что задаёт высокую планку ответственности для всех, кто занимается музейным проектированием.
Дизайн в философии музейной сценографии является инструментом интерпретации нарративов и смыслов. Т.е. дизайнер выполняет задачу по интерпретации концептуальной идеи в физические формы экспозиции. Средствами дизайна можно вызвать разные эффекты и эмоции, в зависимости от конкретных задач. Экспозиция даже может быть пугающей или неудобной, если концептуально это обоснованно. Музейный художник или дизайнер создаёт особую реальность, самостоятельное произведение, которое состоит из многих составляющих. Это очень сложная и амбициозная профессия, которая связана как с чистым творчеством, так и с глубокой рефлексией.
Важнейший инструмент в создании музейных экспозиций – это графический дизайн. Графический дизайн – это коммуникация экспозиции с посетителем, можно даже сказать, что это лицо экспозиции. Именно поэтому мы воспринимаем разработку графического дизайна прежде всего как создание идентичности проекта, а уже во вторую очередь как оформительскую функцию. Наравне с концепцией, которую прорабатывает куратор вместе с дизайнерами и научными коммуникаторами, арт-директор проекта разрабатывает айдентику и гайдлайн, который содержит визуальные константы для дальнейшего использования в графике и цифровых интерфейсах. Такими константами являются: цветовая палитра, шрифты, паттерны, подходы к оформлению интерфейсов, изображений, навигации, сувенирной продукции.
Мультимедиа в экспозиции может быть как информационным средством, транслирующим дополнительные слои о предмете или теме повествования, так и мощным инструментом воздействия на эмоции посетителя. Сложносоставные, трансмедийные инсталляции, решения на стыке физического и цифрового миров – создают контекст вокруг предмета, транслируют заложенные в музейной концепции образы и нарративы, подстраиваются под различные аудитории, даже способны управлять самочувствием посетителя. Среди множества технологического инструментария применяются такие решения, как: видеомэппинг, карты с распознаванием меток, интерактивные проекционные стены, индивидуальные и узконаправленные акустические системы, мультимедийные макеты, витрины со встроенными электронными этикетками, передвижные информационные терминалы и многое другое. Не стоит забывать и о «немультимедийном интерактиве»: выдвижные системы, открывающиеся модули, кинетические манипуляторы при правильном применении не меньше, чем цифровые решения, способны захватить внимание посетителя.
Свет – это особый инструмент, обращение с которым требует тонкого вкуса, чувства уместности и профессионализма. В настоящий момент существует огромное количество технических световых решений, способных создать необходимый эффект, которого хочет добиться куратор и музейный художник. Подходы к использованию света в залах постоянной экспозиции или в залах временных выставок сильно отличаются – если в первом случае подсветка разрабатывается под статичные решения на длительный период, то во втором требуются более универсальные системы. Свет в экспозиции принципиально влияет на качество восприятия музейного предмета или экспозиционного решения, попутно создавая у зрителя определённое настроение.
Проектирование пользовательского опыта начинается на самом старте разработки концепции – когда определяется аудитория будущего проекта. Принимаются во внимание не только факторы возраста или типа посещения (индивидуальный, групповой), но и особенности восприятия, географический фактор, уровень знаний, ожидания. Формализация аудитории проекта на стадии концепции влияет на все дальнейшие функциональные особенности и экспозиционные решения проекта. UX-дизайн – дисциплина, которая подключается в процессе детализации инсталляций и всех пользовательских интерфейсов, которые встречаются в экспозиции. Взаимодействие посетителя с экспозицией должно быть продуманным, логичным, удобным и ненавязчивым.
Отклики наших заказчиков
Философия и методика работы творческой группы Бюро «Метаформа» находят отклик у наших заказчиков. Мы можем гордиться благодарственными письмами, полученными от различных учреждений культуры России и прикладываем все усилия, чтобы их становилось всё больше и больше.

    Отправить заявку