Музейные экспозиции

Музейные экспозиции

Команда Бюро музейной сценографии помогает тем, кто стоит на пути реэкспозиции или создания новой экспозиции в музейном пространстве.

Краеведческие музеи
Военно-исторические музеи
Музыкальные и театральные музеи
Мемориальные музеи
Литературные музеи
Художественные музеи
Археологические музеи
Музеи-заповедники
Ведомственные музеи
Естественно-научные музеи
Научно-технические музеи
Детские музеи

Кураторы и дизайнеры Бюро музейной сценографии «Метаформа» обладают многолетним опытом в разработке концепций, музейном проектировании и реализации проектов самой разной тематики, объёма и направленности.

Создание музейной экспозиции.
С чего начать?

Как выстроить будущую экспозицию, чтобы она отвечала задачам музея и увлекала посетителей в нужном направлении? Универсального рецепта, как и в любой многосоставной проектной деятельности, не существует, но можно учесть рекомендации, которые структурируют мысли в нужном направлении.

Определить аудиторию <br>и её чаяния
01
Определить аудиторию
и её чаяния

Зачастую на вопрос «Для кого мы проектируем экспозицию?» мы получаем ответ: «У нас музей для всех». Такая позиция понятна.

Сотрудники музея боятся сфокусироваться на определённом типе аудитории, чтобы не забыть кого-то охватить. Однако, если ограничения фактически есть, но они не проанализированы и не закреплены, проект может «потерять лицо». И наоборот. Когда музей чётко определил свою аудиторию, экспозиция становится интересной для многих.

Взглянуть более широко на базу для построения экспозиции
02
Взглянуть более широко на базу для построения экспозиции

Чтобы выстроить экспозицию, недостаточно проанализировать лишь коллекцию музея.

Нужно учесть истории, ожидания, цифровые архивы. Зачастую возникает необходимость поиска дополнительных экспертов, информации, проведения интервью, сбора воспоминаний, памятных артефактов.

Будьте готовы к тому факту, что в ходе проектирования экспозиции, по мере того, как будут появляться новые материалы и открытия, она постепенно будет становиться иной, чем задумывали вначале.

Выявить нарративы, уровни повествования <br> и слои транслируемой информации
03
Выявить нарративы, уровни повествования
и слои транслируемой информации

Нарративы — повествовательные или смысловые линии экспозиции, которые из концепции воплощаются в конкретные экспозиционные формы.

Например, в экспозиции «История Боспорского царства» нарратив смены цивилизаций выразился через витринное решение с погребальными масками, которое разделено зеркалом с отражённой в нём следующей частью экспозиции.

Определение своего уровня повествования влияет на смысловую архитектуру проекта. Поэтому на старте проектирования всегда обсуждается вопрос — в каком ключе будет подаваться информация: историческом, личностном, технологическом.

Определить <br>роль посетителя
04
Определить
роль посетителя

Попробуйте ответить на вопрос, какую роль занимает посетитель по отношению к экспозиции. Внешний наблюдатель, собеседник, соучастник?

Воспринимаем ли мы посетителя как того, кто должен пассивно воспринимать информацию или как того, кто может применить активные исследовательские действия по отношению к музею? Возможно, мы готовы пойти дальше и пригласить посетителя стать соавтором экспозиции, следуя принципам партиципаторного музея и культуры участия?

В зависимости от выбранного угла зрения на посетителя готовится и наполнение экспозиции — текстовое, графическое, мультимедийное.

Подумать, нужна ли проекту драматургия
05
Подумать, нужна ли проекту драматургия

Драматургический подход к музейному проектированию позволяет создавать яркий запоминающийся посетительский опыт, но это не универсальный подход. У выстраивания драматургии есть свои правила и константы — наличие героя, авторской позиции, развитии сюжета, кульминации и т.д. Например, в экспозиции Музея северного купца могут быть применимы драматургические приёмы, т.к. есть запоминающаяся история жизни первого губернатора Аляски А.А.. Баранова, есть ярковыраженный герой, развитие сюжета. Но далеко не все экспозиции можно подвести под законы драматургии. Работа с нарративами — более объёмное понятие.

 

Иммерсивность и иные отдельные подходы должны быть применены с осторожностью и вниманием к разным группам посетителей, включая посетителей с ограничениями возможностей.

Принять особенности пространства
06
Принять особенности пространства

Пространство музея ограничено, оно формирует каркас, требуя конкретных решений. Иногда особенности помещения диктуют выбор языка повествования.

Чтобы пространство «говорило», нужно подобрать подходящие материалы и формы: интерьерные, световые и экспозиционные решения, инфографику, фото- и видеоматериалы, мультимедиа инсталляции, написать тексты.

Проработать информацию и цифровой контент
07
Проработать информацию и цифровой контент

Часто музеи хотят представить в экспозиции максимально возможный объём материалов.

Или, напротив, использовать исключительно перформативные практики для интерпретации материала. Однако надо оценивать специфику в рамках общей идеи сценографии, учитывать заданные концепцией принципы.

Например, создавая информационно-справочные системы, важно не перегружать её большим количеством текстов.

Провести инженерную ревизию
08
Провести инженерную ревизию

Все оценки и инструментарий актуализируется на этапе инженерной ревизии. Часто выбранная форма настолько связана с содержанием, что её потенциальная нереализуемость может потребовать кардинальных изменений. Здесь куратор проекта становится идейным вдохновителем и тем, кто сможет помирить «физиков и лириков», что приведет к полноте проекта.

Сколько стоит создание музейной  экспозиции?
Сколько стоит создание музейной экспозиции?
Нас часто спрашивают: «Сколько будет стоить создание музейной экспозиции площадью N квадратных метров?». Метраж — лишь одна из физических характеристик. Экспозиции одинаковой площади могут сильно отличаться по стоимости реализации, т.к. экспозиционные решения могут быть принципиально разными. Без разработки концепции точно сосчитать стоимость реализации практически невозможно. Однако иногда это бывает необходимо, чтобы заранее заложить сумму в бюджет организации. В таком случае оценка стоимости производится на основе объектов-аналогов.
Дизайн или нарративное проектирование?
Дизайн или нарративное проектирование?
Создание новой экспозиции — это не просто «оформление» или «технологическое оснащение». Это прежде всего работа со смыслами, а затем — преобразование смыслов в формы. Музейная сценография использует принципы именно нарративного проектирования. Это отдельная специфическая междисциплинарная и командная сфера деятельности, требующая наличия значительного количества компетенций и объёмного опыта.
Управление проектом создания музейной экспозиции
Управление проектом создания музейной экспозиции
При всё возрастающей сложности современных экспозиций, объединяющих большое количество специалистов, инструментария, материалов, — принципиальное значение приобретает процесс управления проектом. Грамотное управление процессами проектирования и реализации позволяет воплотить в жизнь все творческие идеи, закладываемые в концепции.
Монтаж, пусконаладка и обслуживание экспозиционных решений
Монтаж, пусконаладка и обслуживание экспозиционных решений
Мы осуществляем монтаж экспозиционных решений, пусконаладку мультимедийного оборудования, контента, а также предлагаем сервисное облуживание экспозиций. Мы осуществляем монтаж экспозиционных решений, пусконаладку мультимедийного оборудования и контента, а также предлагаем сервисное облуживание экспозиций.

    Заявка на разработку проекта Давайте вместе сделаем ещё один замечательный проект!