Музей командира крейсера «Варяг» В.Ф.Руднева

Тульская область – средоточие мест, связанных с людьми, оказавшими влияние на историю и культуру нашей страны. К таким местам относится и деревня Савино Заокского района, где находится музей Всеволода Руднева, контр-адмирала и одного из самых знаменитых героев военно-морского флота. Экспозиция музея рассказывает не только о его личности и жизненном пути, но и о событии, которое стало поворотным в его судьбе – бое у Чемульпо.

В сражении, которое произошло 27 января (9 февраля) 1904 года, в самом начале русско-японской войны столкнулись крейсер «Варяг» под командованием Всеволода Руднева, канонерская лодка «Кореец» и восемь японских военных кораблей. Контр-адмирал Руднев и его сослуживцы приняли и стоически выдержали заведомо неравный бой с противником, и, в последствии, название крейсера «Варяг» стало нарицательным, а подвиг отважных моряков – легендарным.

Музей был открыт в феврале 2004 года – к столетней годовщине сражения. Тульская область – особое место для Всеволода Руднева, на пути между селом Савиным и деревней Мышенки, располагался дом контр-адмирала Руднева, в котором он жил с семьей: женой Марией Николаевной и тремя сыновьями — Николаем, Георгием, Пантелеймоном. До сих пор окрестности хранят память о Рудневых, а место, где находилось имение, в народе по сей день называют Рудневской Глухушей. В Савино находятся отреставрированная и действующая церковь Казанской иконы Божьей матери, а рядом с ней – мемориал и могила Всеволода Фёдоровича. 

За годы работы музей наладил партнерские отношения с общественными организациями и ежегодно проводит памятные и образовательные мероприятия.

Обновление и модернизация экспозиции музея призваны не только привлечь новые туристические потоки в Тульскую область и сформировать вокруг музея новую историко-культурную среду.

Внутренняя планировка здания музея включает:

  • Общественное пространство – стойка администрации, кассовая зона, гардероб, сувенирный магазин, вендинговые автоматы (альтернатива музейному кафе, на которое пока не хватает места), туалеты
  • Экспозиционное пространство – два основных зала с постоянной и временной экспозицией
  • Образовательное, коммуникационное пространство – основной зал, благодаря своему техническому оснащению, может служить также и местом проведения мероприятий.

Вокруг экспозиции, как основного смыслового блока музея, строится вся экскурсионная, образовательная и коммуникационная деятельность. Экспозиция формируется с использованием современных оформительских приёмов и методик восприятия посетителем экспозиционных и технологических решений.

 

Сценография пространства строится на диалоге и переплетении двух блоков – историческом (ретроспективном) и личном. Блоки взаимно проникают друг в друга и тесно связаны, но тем не менее имеют тематическую привязку к определенной зоне внутри пространства. Эта связь позволяет наиболее широко осветить как исторические факты (историю события, предшествующей ему политической ситуации) и технологические аспекты судостроительства конца XIX – начала XX века, так и личную историю непосредственного героя экспозиции – Всеволода Руднева, которому посвящен музей.

Таким образом, опорными блоками структуры Экспозиции становятся две мета-темы, которые раскрывают темы и сюжеты разного уровня:

«МОРЕ»: исторический, научно-популярный слой.

 

Внутри мета-темы раскрывается история подвига экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», история и технологические характеристики обоих судов, демонстрируется ход боя у Чемульпо, а также дается краткая справка исторической и политической ситуации на момент начала Русско-японской войны 1904-1905 годов. Последовательное знакомство с сюжетами способствует не только погружению в контекст исторической эпохи, но и в контекст морских сражений.

«ЧЕЛОВЕК»: личностный слой.

Данная мета-тема переводит фокус с глобальных исторических событий, влияющих на огромную страну, на конкретного человека, линию его жизни. Через сюжеты последовательно показаны периоды детства и взросления Всеволода Руднева, особенностей его воспитания, выбор профессии, интересы и воспоминания его потомков и современников. Мета-тема «Человек» носит более личный, эмоциональный характер и показывает, что героизм, который может войти в историю, рождается из «малого» .

Проект модернизации музея не ограничивается внутренними стенами здания. Активная позиция социокультурного учреждения проявляется в уровне его коммуникации с миром. Одним из способов такой коммуникации является развитие прилегающей территории, при этом, в уличных решениях должна сохраняться музейная идентичность.

 

Отправить заявку на разработку концепции для вашего музея