Поиск объединяющей фабулы для культурно-рекреационного
пространства «завода Шпагина» г. Пермь

На территории бывшего завода им. Шпагина в Перми будет организовано общественное пространство с галереями, музейными экспозициями, лекционными залами, кафе. Планируется, что ряд пермских музеев переедет сюда целиком. Таким образом, территория завода наполнится совершенно новыми смыслами, которые потребуют объединяющей фабулы и нового бренда, который бы её выражал. Бюро музейной сценографии «Метаформа» приняло участие в конкурсе идей и предложило объединяющую идею социокультурного кластера «Время»

Публичные нарративы и подход к фабуле
Общие нарративы
Транслируемые общественным сознанием
Пермский период
Пермский звериный стиль
Пермские древности
Родерик Мурчисон
Завод Шпагина
Металлургия
Ханнес Мейер (Bauhaus)
Современное искусство
Музейные нарративы
Транслируемые общественным сознанием
Глобальная история (история Планеты) —

локальная история (край, город, дом — «моя история»).

Сохранение предмета и язык «предметной семантики»:
  • Геология
  • Палеонтология
  • Зоология
  • Ботаника
  • Фонды сырьевого материала (экспедиции)
Общепланетарная значимость Пермского геологического периода
Пермский период меняет будущее
Глобальные изменения открывают путь новому
Объединение созидательной природа человека и природы
Пермский период — ответы на глобальные вызовы
Пермский период — у каждого свой!
Общие нарративы
Транслируемые общественным сознанием
культура
находки
исследования
искуство/современное искуство
конфорт
семья
дети
движение
игра
музей
досуг
сотворчество
промышленность
радость
познание
свобода
подростки
диалог
беседа
новое
Общие нарративы

Основные сюжеты и транслируемые нарративы (обществом, институциями и проектируемым пространством) на первый взгляд кажутся дискретными, однако все они в той или иной мере «работают» с понятием ВРЕМЕНИ.
Период, древность, современное искусство, «прошлое промышленного региона», «рождение и жизнь звериного стиля» и т.д. — все эти понятия есть «слои» повествования, которые, с одной стороны, как инклюз, замерли во времени, а, с другой стороны, влияют на ВРЕМЯ сегодня и завтра.
ВРЕМЯ кажется универсальным понятием, однако, именно здесь оно становится «своим», т.е. подчёркивает идентичность места, края, реновируемого пространства (прошедшего в разных ипостасях сквозь время).

Таким образом, основной фабулой (явно выраженной в названии)
органично становится:
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КЛАСТЕР «ВРЕМЯ»

Социокультурный
кластер «ВРЕМЯ»
ФАБУЛА

Периоды, часы, года проходят и… остаются навсегда

Мы «знаем», «чувствуем», что прошлое и будущее могут существовать где-то (в сознании, в воспоминаниях, в нас, в детях, в окружающих, в том, что мы строим, или даже разрушаем), но мы не можем «открыть» двери туда, пытаемся увидеть их проявления в окружающем нас мире.

Размышлять, помнить, хранить, верить, отрицать, принимать, размышлять, двигаться вперед – это нам доступно.
И именно это мы можем делать созидая, сохраняя, развивая себя, встречаясь с «другими» и будучи готовыми к сотворчеству, принятию нового, и отдачи части себя.

Социокультурный кластер «ВРЕМЯ», сохраняя идентичность транслируемых местным сообществом нарративов, объединяет их, собирая в единую линию дискретные сюжеты. Таким образом, отдельные сюжеты, в свою очередь, аппроксимируют непрерывную линию истории, как глобальной, так и локальной. Социокультурный кластер «ВРЕМЯ» формирует новые смыслы, основными среди которых является ВОЗМОЖНОСТЬ ВСТРЕЧИ СО ВРЕМЕНЕМ (мигом, периодом, годом).

Необходимо отметить, что такой подход также имплементируется как на площадку пространства, так и на проектную деятельность кластера.

ВРЕМЯ:
  • РАЗДЕЛЯЕТ И ОБЪЕДИНЯЕТ
  • ОТНОСИТЕЛЬНО И АБСОЛЮТНО
  • ОТНИМАЕТ И ВОЗВРАЩАЕТ
  • ДИСКРЕТНО И НЕПРЕРЫВНО
  • ЛЕТИТ И ЗАСТЫВАЕТ
  • ТРАНСФОРМИРУЕТ И ОСТАВЛЯЕТ НЕИЗМЕННЫМ
  • ВОЗВРАЩАЕТ И НЕ ДАЁТ ВЕРНУТЬСЯ
  • ПОКАЗЫВАЕТ / ПРОЯВЛЯЕТ И ПРЯЧЕТ / СТИРАЕТ

ВРЕМЯ

показывает нам себя / отражает нас / делает нас собой

ВРЕМЯ:
МИГ
ЧАС
ДЕНЬ
ГОД
МИНУТА
ПЕРИОД
ВЕЧНОСТЬ
МГНОВЕНЬЕ
ЧАСЫ
ХРОНОС
ХРОНОЛОГИЯ
СУТКИ
ПРОЕКЦИЯ ФАБУЛЫ НА КОНКРЕТНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРОСТРАНСТВА
(примеры подходов, как универсальных, так и индивидуальных понятий)
Экспозиционное пространство

«ПЕРМСКОЕ ВРЕМЯ»

Помещения учебных классов

«ВРЕМЯ НОВОГО»

Рабочие места волонтёров

«ВТОРАЯ СМЕНА»

Выставочное пространство

«ХРОНОС»

Игровой
мультимедийный центр

«ВРЕМЯ ИГРЫ» (симуляторы)

Медиатека

«ИЗМЕРЕНИЕ»

Малый концертный зал

«МИГ»

Открытая лаборатория

«ВРЕМЯ НАУКИ» (научное изучение)

Кафе

«МИНУТА» (ностальгическое название)

Креативное пространство

«ВРЕМЯ СОТВОРЧЕСТВА» (универсальный зрительный зал)

Детский музейный центр

«БУДИЛЬНИК»

Сувенирный магазин

«ТОЧНОЕ ВРЕМЯ»

Пространство для экспонирования техники

«В ДВИЖЕНИИ ВРЕМЕНИ»

Зал для проведения мероприятий, семинаров

«ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ»

NB. Территориальные объекты «ВРЕМЯ ФАНТАЗИРОВАТЬ», «ВРЕМЯ ВСТРЕЧАТЬ»

Реставрационные мастерские

«ВРЕМЯ СОХРАНЯТЬ»

Библиотека и читальный зал

«ВРЕМЯ ЧИТАТЬ»

NB. Близость художественной галереи и музея современного искусства также впишется в означенную фабулу.

ПРОЕКЦИЯ ФАБУЛЫ НА КОНКРЕТНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРОСТРАСТВА
(примеры подходов, как универсальных, так индивидуальных понятий)
Геология
«ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ»,
«ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ»
...
Палеонтология
«СКВОЗЬ ВЕКА»,
«ВЗГЛЯД ИЗ ПРОШЛОГО»
Зоология
«НЕИЗМЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ» (теория изменчивости видов)
Ботаника
«СОХРАНЯЯ БУДУЩЕЕ» (влияние изучения и сохранения растительной природы на будущее)
Экспедиции
«ЭПОХА ИССЛЕДОВАНИЙ» (эпоха – в глобальном плане, от первых исследований до будущих).
Историческая ретроспектива
«ВРЕМЯ ВПЕРЁД»,
«ВРЕМЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»,
«ВРЕМЯ СТРОИТЬ»,
«ВРЕМЯ ЖДАТЬ»,
«ВРЕМЯ ПЕРВЫХ»,
«ВРЕМЯ РАЗДЕЛЯТЬ»,
«МОЁ ВРЕМЯ»,
«МОЙ ПЕРМСКИЙ ПЕРИОД»
...
ПРОЕКЦИЯ ФАБУЛЫ НА КОНКРЕТНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРОСТРАСТВА
(примеры подходов, как универсальных, так индивидуальных понятий)
1
Формировать единый нарратив пространства, созвучный семантике места.
2
Избегать внешней дискретности пространственного (музейного) повествования, за счёт единой метрики («время»), которая позволяет «уравнивать» события разных временных периодов, длительности, масштаба.
3
Выстраивать музейную сценографию, опираясь на объединяющую отдельные темы и сюжеты линию, оперируя относительностью масштаба временных отрезков.
Происходящее здесь и сейчас соизмеримо с событиями, произошедшими в прошлом и грядущими в будущем, связано с ними невидимыми нитями ВРЕМЕНИ.