Как мы работаем

О музейной сценографии

Музейная сценография — междисциплинарная философия проектирования, синтезирующая множество отдельных дисциплин, нацеленная на преобразование смыслов в пространственные формы.

Классические подходы к проектированию социокультурных пространств предполагают определённую дискретность процесса, когда художественная концепция, сценарий и мультимедийные решения создаются различными рабочими группами (не всегда связанными друг с другом).

Но сегодня, когда экспозиции стали более многосложными, а посетители — более требовательными, становятся актуальными целостные подходы к проекту, с единым кураторским управлением.

Философия музейной сценографии — ответ на значительно усложнившуюся структуру проектов, которые объединяют не только предметы и их оформление, но и нарративы, внутреннюю архитектуру, пространственные и графические решения, медиатехнологии. Эти слои объединяются концепцией и работают на содержание и идею проекта.

Концепция музейной сценографии проекта — документ, который даёт цельное представление как об идеологии проекта, так и о всех художественных решениях, инсталляциях и аудиовизуальном контенте. Данный документ становится основой для дальнейшего проектирования и реализации.

Сохранение целостности проекта на всех его этапах — ключевая особенность философии музейной сценографии
Зачем музейному проекту нужна концепция?
Проект без предварительной разработки концепции:
  • Становится дискретным. Возможны проблемы в коммуникации между рабочими группами при переходе от этапа к этапу
  • Архитектурные решения часто проектируются без оглядки на содержательную часть экспозиции
  • Нет единого управления на всех стадиях проекта — велика вероятность потери части идей и общего замысла
  • В процессе проектирования и реализации могут возникать новые детали, которые повлекут за собой несистемные изменения проекта
Наличие проработанной концепции обеспечивает:
  • Проектирование внутренней архитектуры экспозиции исходя из ее содержания, идейного наполнения
  • Плавный переход к дальнейшим стадиям проекта без потери общего замысла
  • Единое кураторское видение и авторский надзор за всеми составляющими концепции: смысловой, сценарной, художественной, инсталяционной, контекстной
  • Разработанный в рамках концепции гайдлайн гарантирует целостность визуальной картины проекта
  • Концептуальные решения системно детализируются на следующих этапах (проектирование и реализация)
Роли и компетенции
#

Ключевую роль в разработке концепции музейной сценографии играет куратор проекта. Это своего рода генератор и систематизатор смыслов, создатель структуры будущей экспозиции, а также связующее звено между музеем и его научной группой и группой художников, дизайнеров и других членов команды Бюро. Именно куратор отвечает за создание концепции, формулирует задания дизайнерам, продюсерам и специалистам по работе с информацией, сопровождает проект на всех стадиях его жизненного цикла, а также во время инженерной ревизии, реализации и монтажа.

Создание социокультурных проектов сегодня – это работа команды, причём команды междисциплинарной, где объединены очень разные специалисты. Принципиальное значение приобретает правильно выстроенный процесс взаимодействия внутри команды, без него яркие творческие идеи могут не дойти до стадии реализации.

Тема

Штатные специалисты

  • Куратор
  • Специалисты по работе с информацией
  • Редактор
  • Руководитель проекта
  • Организатор проектных семинаров

Внештатные специалисты

  • Научные эксперты по темам
Содержание

Штатные специалисты

  • Куратор
  • Интерпретатор
  • Научный коммуникатор
  • Операционный редактор
  • Рерайтер
  • Графический дизайнер
  • Руководитель проекта
  • Продюсер
  • Организатор проектных семинаров

Внештатные специалисты

  • Научные эксперты: историки, культурологи, антропологи, социологи
Аудитория

Штатные специалисты

  • Куратор
  • Специалисты по работе с информацией
  • Руководитель проекта
  • Организатор проектных семинаров

Внештатные специалисты

  • Эксперты
  • Педагоги, психологи
  • Консультанты по работе с людьми с ограниченными возможностями
Функции

Штатные специалисты

  • Куратор
  • Специалисты по работе с информацией
  • Специалист по развитию, маркетолог

Внештатные специалисты

  • Профильные музейные специалисты
  • Сотрудники детских центров, лекториев, музейных магазинов
Пространство

Штатные специалисты

  • Куратор
  • Арт-директор
  • Руководитель проекта
  • Научный коммуникатор
  • Специалист по развитию
  • Архитектор
  • Визуализатор
  • Продюсер
  • Инженеры
  • Средовой дизайнер

Внештатные специалисты

  • Детские педагоги, психологи
  • Консультанты по работе с людьми с ограниченными возможностями
Фонды и архивы

Штатные специалисты

  • Куратор
  • Специалисты по работе с информацией
  • Средовой дизайнер
  • Графический дизайнер
  • Руководитель проекта

Внештатные специалисты

  • Хранители (фонды, спецусловия хранения), сотрудники музея
  • Историки, культурологи, искусствоведы
  • Педагоги-психологи
  • Юристы
Структура экспозиции

Штатные специалисты

  • Куратор
  • Специалисты по работе с информацией
  • Сценарист, драматург
Художественное решение

Штатные специалисты

  • Куратор
  • Арт-директор
  • Руководитель проекта
  • Средовой дизайнер
  • Визуализатор
  • Графический дизайнер
  • Дизайнер-конструктор

Внештатные специалисты

  • Декоратор
  • Художник-иллюстратор
  • Специалист по световому оборудованию
Графическое решение

Штатные специалисты

  • Куратор
  • Арт-директор
  • Графический дизайнер
  • Средовой дизайнер
  • Визуализатор
  • Руководитель проекта
  • Операционный редактор
  • Интерпретатор
  • Научный коммуникатор
  • Копирайтер
  • Продюсер

Внештатные специалисты

  • Научные эксперты
  • Переводчик
Инсталляции

Штатные специалисты

  • Куратор
  • Арт-директор
  • Продюсер
  • Руководитель проекта
  • UI/UX дизайнер
  • Операционный редактор
  • Средовой дизайнер
  • Промышленный дизайнер
  • Системный инженер
  • Инженер-конструктор

Внештатные специалисты

  • Научные эксперты
  • Переводчик
Цифровой контент

Штатные специалисты

  • Куратор
  • Арт-директор
  • Графический дизайнер
  • UX/UI дизайнер
  • Продюсер
  • Иллюстратор, аниматор
  • Руководитель проекта
  • Научный коммуникатор

Внештатные специалисты

  • Научные эксперты, архивисты
  • Монтажёры
  • Сценаристы, драматурги
  • Режиссёры
  • Саунд-дизайнер
  • Музыкальный продюсер
Управление бюджетом

Штатные специалисты

  • Руководитель проекта
  • Продюсер
  • Коммерческий директор
  • Куратор
Инструменты музейной сценографии
#
Нарративное проектирование
Making narrative spaces, т.е. создание нарративных («говорящих») пространств – то, чем занимается музейная сценография. Нарратив – понятие более широкое, чем «тема» или «сюжет». Это повествовательно-смысловая линия, которая выражается через физические формы экспозиции. Такой подход отличается от «оформительского», «дизайнерского» или «архитектурного», т.к. во главу угла ставит содержательную часть.
Работа с содержанием
База любой экспозиции – это предметный ряд. Также необходимо учитывать «нематериальный массив» – истории, ожидания, цифровые архивы; зачастую и искать, заполняя возможные смысловые лакуны будущего проекта. В ходе проектирования экспозиции, с появлением новых материалов и открытий, она постепенно будет становиться иной, чем задумывалось вначале. Проработка содержательного архива проекта – важнейшая работа, фундамент для тех внешних форм, которые в итоге видит посетитель.
Интерпретативный дизайн
Дизайн в философии музейной сценографии является инструментом интерпретации нарративов и смыслов. Дизайнер выполняет задачу по интерпретации концептуальной идеи в физические формы экспозиции. Средствами дизайна можно вызвать разные эффекты и эмоции. Экспозиция даже может быть пугающей или неудобной, если концептуально это обоснованно. Музейный художник или дизайнер создаёт особую реальность, самостоятельное произведение, которое состоит из многих составляющих. Это очень сложная и амбициозная профессия, которая связана как с чистым творчеством, так и с глубокой рефлексией.
Графический дизайн
Графический дизайн – это коммуникация, лицо экспозиции. Именно поэтому мы воспринимаем разработку графического дизайна прежде всего как создание идентичности проекта. Как и концепциия, которую прорабатывает куратор вместе с дизайнерами, научными коммуникаторами, арт-директор проекта разрабатывает айдентику и гайдлайн, который содержит визуальные константы для использования в графике и цифровых интерфейсах. Такими константами являются: цветовая палитра, шрифты, паттерны, подходы к оформлению интерфейсов, изображений, навигации, сувенирной продукции.
Научная коммуникация
Научный коммуникатор – это человек, который переводит с «научного» на «популярный». Ценность информации как таковой в музее стала значительно из-за ощущения и факта доступности огромного количества информации по запросу в любой момент времени. При этом возросла ценность интерпретации, когда музей становится проводником в мире огромного количества доступной, но при этом неструктурированной информации и доносит до посетителя. При этом доверие к музею во все времена остаётся очень большим, что задаёт высокую планку ответственности для всех, кто занимается музейным проектированием.
Мультимедиа
Мультимедиа в экспозиции может быть информационным средством и мощным инструментом воздействия на эмоции посетителя. Решения на стыке физического и цифрового миров создают контекст вокруг предмета, транслируют образы и нарративы, подстраиваются под аудитории. Среди инструментария применяются: видеомэппинг, карты с распознаванием меток, интерактивные стены, акустические системы, мультимедийные макеты, витрины со встроенными электронными этикетками, передвижные информационные терминалы и многое другое. Также это «немультимедийный интерактив»: выдвижные системы, открывающиеся модули, кинетические манипуляторы при правильном применении способны захватить внимание посетителя.
Проектирование пользовательского опыта
Проектирование пользовательского опыта начинается на самом старте разработки концепции – когда определяется аудитория будущего проекта. Принимаются во внимание факторы возраста, типа посещения, особенности восприятия, географический фактор, уровень знаний, ожидания. Формализация аудитории проекта на стадии концепции влияет на все дальнейшие функциональные особенности, экспозиционные решения проекта. UX-дизайн – дисциплина, которая подключается в процессе детализации инсталляций и всех пользовательских интерфейсов, которые встречаются в экспозиции. Взаимодействие посетителя с экспозицией должно быть продуманным, логичным, удобным, ненавязчивым.
Свет
Свет – это особый инструмент, обращение с которым требует тонкого вкуса, профессионализма. Существует огромное количество технических световых решений, способных создать необходимый эффект, которого хочет добиться куратор и музейный художник. Подходы к использованию света в залах постоянной экспозиции или в залах временных выставок сильно отличаются – если в первом случае подсветка разрабатывается под статичные решения на длительный период, то во втором требуются более универсальные системы. Свет в экспозиции принципиально влияет на качество восприятия музейного предмета, экспозиционного решения, создавая у зрителя определённое настроение.

    Заявка на разработку проекта Давайте вместе сделаем ещё один замечательный проект!