Музейные экспозиции

Команда Бюро музейной сценографии помогает тем, кто стоит на пути реэкспозиции или создания новой экспозиции в музейном пространстве.

К нам обращаются:
Краеведческие
музеи
Военно-исторические
музеи
Музыкальные и
театральные музеи
Мемориальные
музеи
Литературные
музеи
Художественные
музеи
Археологические
музеи
Музеи-
заповедники
Ведомственные
музеи
Естественно-научные
музеи
Научно-технические
музеи
Детские музеи
Кураторы и дизайнеры Бюро музейной сценографии «Метаформа» обладают многолетним опытом в музейном проектировании и реализации проектов самой разной тематики, объёма и направленности.
Археологическая экспозиция «Омская стоянка»
Археологическая экспозиция «Омская стоянка»
Экспозиция «Космос» международного детского центра «Артек»
Экспозиция «Космос» международного детского центра «Артек»
Экспозиция «Ленинградское ополчение» подростково-молодёжного центра «Охта»
Экспозиция «Ленинградское ополчение» подростково-молодёжного центра «Охта»
Музей командира крейсера «Варяг» В.Ф.Руднева, Тульская область
Музей командира крейсера «Варяг» В.Ф.Руднева, Тульская область
Интерактивный центр «Уральские локомотивы», Верхняя Пышма, Свердловская область
Интерактивный центр «Уральские локомотивы», Верхняя Пышма, Свердловская область
Детский музейный центр Музея им.Кызласова, Абакан
Детский музейный центр Музея им.Кызласова, Абакан
Экспозиция «История Боспорского царства» Восточно-Крымский ИКМЗ
Экспозиция «История Боспорского царства» Восточно-Крымский ИКМЗ
Экспозиция «Поэты Царского Села. Серебряный век»
Экспозиция «Поэты Царского Села. Серебряный век»
Экспозиция «Антарктика» Музей Арктики и Антарктики
Музей Дороги жизни, п. Коккорево
Музей северного купца, Каргополь
Создание музейной экспозиции. С чего начать?
Как выстроить будущую экспозицию, чтобы она отвечала задачам музея и увлекала посетителей в нужном направлении? Универсального рецепта, как и в любой многосоставной проектной деятельности, не существует, но можно учесть рекомендации, которые структурируют мысли в нужном направлении.
01
Определить аудиторию
и её чаяния

Зачастую на вопрос «Для кого мы проектируем экспозицию?» мы получаем ответ: «У нас музей для всех». Такая позиция понятна. Сотрудники музея боятся сфокусироваться на определённом типе аудитории, чтобы не забыть кого-то охватить. Однако, если ограничения фактически есть, но они не проанализированы и не закреплены, проект может «потерять лицо». И наоборот. Когда музей чётко определил свою аудиторию, экспозиция становится интересной для многих.

Говоря об инклюзии, также важно перейти от слов о доступной среде к конкретным деталям проектирования. Например, тексты для посетителей с ограничениями по слуху должны быть подготовлены специальным образом.

02
Взглянуть более широко на базу
для построения экспозиции

Чтобы выстроить экспозицию, недостаточно проанализировать лишь коллекцию музея.

Нужно учесть истории, ожидания, цифровые архивы. Зачастую возникает необходимость поиска дополнительных экспертов, информации, проведения интервью, сбора воспоминаний, памятных артефактов.

Будьте готовы к тому, что в ходе проектирования экспозиции, с появлением новых материалов и открытий, она постепенно будет становиться иной, чем задумывали вначале.

03
Выявить нарративы, уровни повествования
и слои транслируемой информации

Нарративы — повествовательные или смысловые линии экспозиции, которые из концепции воплощаются в конкретные экспозиционные формы.

Например, в экспозиции «История Боспорского царства» нарратив смены цивилизаций выразился через витринное решение с погребальными масками, которое разделено зеркалом с отражённой в нём следующей частью экспозиции.

Определение своего уровня повествования также принципиально влияет на смысловую архитектуру проекта. Поэтому на старте проектирования всегда обсуждается вопрос — в каком ключе будет подаваться информация: историческом, личностном, технологическом.

04
Определить роль
посетителя

Попробуйте ответить на вопрос, какую роль занимает посетитель по отношению к экспозиции. Внешний наблюдатель, собеседник, соучастник?Воспринимаем ли мы посетителя как того, кто должен пассивно воспринимать информацию или как того, кто может применить активные исследовательские действия по отношению к музею?

Возможно, мы готовы пойти дальше и пригласить посетителя стать соавтором экспозиции, следуя принципам партиципаторного музея и культуры участия?

В зависимости от выбранного угла зрения на посетителя готовится и наполнение экспозиции — текстовое, графическое, мультимедийное.

05
Подумать, нужна ли
проекту драматургия

Драматургический подход к музейному проектированию позволяет создавать яркий запоминающийся посетительский опыт, но это не универсальный подход. У выстраивания драматургии есть свои правила и константы — наличие героя и антигероя, авторской позиции, развитии сюжета, кульминации и т.д. Например, в экспозиции Музея северного купца могут быть применимы драматургические приёмы, т.к. есть запоминающаяся история жизни первого губернатора Аляски А.А.. Баранова, есть ярковыраженный герой, развитие сюжета. Но далеко не все экспозиции можно подвести под законы драматургии. Работа с нарративами — более объёмное понятие.

Иммерсивность и иные отдельные подходы должны быть применены с осторожностью и вниманием к разным группам посетителей, включая посетителей с ограничениями возможностей.

06
Принять особенности пространства и
придумать подходящие инсталляционные
решения

Пространство музея физически ограничено, оно формирует каркас и требует конкретных решений. Иногда особенности помещения для будущей экспозиции таковы, что именно они диктуют выбор языка повествования.

При этом, если выбирать для экспозиции универсальные решения (в дизайне, освещении, аудиовизуальных технологиях, графике), то можно лишить посетителя возможности получить уникальный пространственный опыт.

Чтобы пространство «говорило», нужно подобрать подходящие материалы и формы: интерьерные, световые и экспозиционные решения, инфографику, фото- и видеоматериалы, мультимедиа инсталляции, написать специфические музейные тексты, выбрать объём этих текстов и даже тип и размер шрифта.

07
Проработать информацию
и цифровой контент

Часто музеи, обладая большими архивами, хотят представить в экспозиции максимально возможный объём материалов. Или, напротив, использовать исключительно перформативные практики для интерпретации материала. Однако надо оценивать специфику в рамках общей идеи сценографии и опираться на заданные концепцией принципы.

Например, создавая информационно-справочные системы в музее, важно не перегружать её большим количеством текстов. Правила восприятия графической информации нужно учитывать и в разработке цифрового контента.

08
Провести инженерную
ревизию

Все оценки и описанный инструментарий актуализируется на этапе инженерной ревизии проекта, которую фактически необходимо проводить как можно чаще. Зачастую выбранная форма настолько плотно и неразрывно связана с содержанием, что её потенциальная нереализуемость может потребовать кардинальных изменений. Здесь куратор проекта становится не только идейным вдохновителем, но и тем, кто сможет помирить «физиков и лириков», что, в конечном счёте, приведет к полноте проекта.

Сколько стоит создание музейной экспозиции?

Нас часто спрашивают: «Сколько будет стоить создание музейной экспозиции площадью N квадратных метров?». Метраж — лишь одна из физических характеристик. Экспозиции одинаковой площади могут сильно отличаться по стоимости реализации, т.к. экспозиционные решения могут быть принципиально разными. Без разработки концепции точно сосчитать стоимость реализации практически невозможно. Однако иногда это бывает необходимо, чтобы заранее заложить необходимую сумму в бюджет организации. В таком случае оценка стоимости производится на основе объектов-аналогов.

Дизайн или нарративное проектирование?

Создание новой экспозиции — это не просто «оформление» или «технологическое оснащение». Это прежде всего работа со смыслами, а затем — преобразование смыслов в формы. Музейная сценография использует принципы именно нарративного проектирования. Это отдельная специфическая междисциплинарная и командная сфера деятельности, требующая наличия значительного количества компетенций и объёмного опыта.

Управление проектом создания музейной экспозиции

При всё возрастающей сложности современных экспозиций, объединяющих большое количество специалистов, инструментария, материалов, — принципиальное значение приобретает процесс управления проектом.

Грамотное управление процессами проектирования и реализации (включая инженерные, строительные, финансовые, организационные вопросы) позволяет воплотить в жизнь все творческие идеи, закладываемые в концепции.

Монтаж, пусконаладка и обслуживание экспозиционных решений
Мы осуществляем монтаж экспозиционных решений, пусконаладку мультимедийного оборудования и контента, а также предлагаем сервисное облуживание экспозиций.

    Отправить заявку