Корпоративные музеи

Корпоративные музеи — особый мир в музейной вселенной

Музеи предприятий имеют ряд своих характерных особенностей — в их составе нет многих привычных музейных сотрудников: хранителей, научных кураторов, педагогов. Как правило, этими объектами занимаются PR-департаменты. При этом имеющееся наследие и транслируемые смыслы могут ничуть не уступать классическим музеям. Ещё одной особенностью является то, что корпоративные музеи пока не имеют чётко определённого юридического статуса, что заставляет сотрудников, занимающихся экспозициями внутри компании, решать многие вопросы на свой страх и риск.

Роль корпоративного музея

Музей предприятия может стать возможностью спасения и сохранения объектов индустриального наследия для будущих поколений.

Примеры:

Музейный комплекс «Северская домна» в Свердловской области, включающий историческое здание домны, сохранённое благодаря музейной роли. Музей Волховской ГЭС на территории действующей станции 1927 года постройки, создание которого позволило сохранить ряд уникальных документов и предметов, связанных с деятельностью инженера Г.О. Графтио.

Кроме того, что музей предприятия является хранителем истории, он также становится мощным инструментом коммуникации с различными аудиториями:

  1. Сотрудники компании и их семьи. Для молодых сотрудников музей — место, где они могут познакомиться с историей предприятия, пообщаться друг с другом и старшими коллегами. Для ветеранов предприятия музей — место памяти, зачастую именно такие сотрудники пополняют фонды музея предметами из своих личных коллекций, помогают в организации тематических выставок, выступают экспертами в издательской деятельности музея.
  2. «Адепты бренда». Пользователи и фанаты конкретного бренда. Примеры — посетители музеев футбольных и иных спортивных клубов, музеев конкретных торговых марок (Samsung, Heineken, Swarovski). Экспозиция в данном случае становится местом получения ярких эмоций и ощущения сопричастности. Для корпоративных музеев это, пожалуй, самая благодарная, но и самая требовательная аудитория.
  3. Будущие специалисты (школьники, студенты). Интересная экспозиция способна заронить зерно интереса к отрасли у потенциальных будущих специалистов. Музей в данном случае выполняет профориентационную функцию.
  4. Делегации (подрядчики, партнёры, инвесторы). Технологичность, инновации, новые методики — всё это можно увидеть на производстве или в пространстве современной продуманной экспозиции, задача которой — впечатлить посетителя и создать положительный образ предприятия.
  5. Туристы, гости города. Некоторые музеи предприятий выходят за рамки сугубо корпоративных историй и вполне открыто выходят в поле социокультурного досуга, становясь важной точкой на туристической карте города или региона. Особенно важно это для музеев градообразующих предприятий, которые зачастую формируют образ города и являются его визитной карточкой абсолютно наравне с другими культурными институциями (а иногда даже и заменяя их).

Примеры подобных проектов:

Музей истории Выксунского металлургического завода, Музейно-выставочный центр «Фосагро-Апатит», Музей железных дорог России, Музей п. Никель, Музей Пермского порохового завода и др.

 

Команда, создающая корпоративный музей

Создание нового корпоративного музея — это всегда работа в смешанной команде, включающей множество специалистов как со стороны заказчика, так и со стороны проектировщика, что порождает множество кросс-коммуникаций. Этот процесс сопровождается разными взглядами участников, представлениями о транслируемых нарративах или разногласиями в принятии отдельных решений.

Если рабочая группа заказчика включает в себя множество специалистов из разных департаментов, то сотрудники нашего Бюро, как правило, предлагают провести проектный семинар, на котором модератор помогает группе сформулировать разделы рамочной концепции, основу для дальнейшей работы. Необходимо помнить, что какие бы творческие разногласия ни были в команде, самое главное — общая нацеленность на результат и понимание того, что проектирование — процесс непростой, итерационный.

Научная коммуникация

Необходимость научной коммуникации в корпоративном музее становится особенно высока, ведь зачастую речь идёт о трансляции научного знания, технологий, производственных процессов, что не всегда является простым для восприятия посетителя.

Например, текст «Каталитический крекинг — термокаталитическая переработка нефтяных фракций с целью получения компонента высокооктанового бензина, лёгкого газойля и непредельных жирных газов», полученный от эксперта, может быть совершенно непонятен посетителю музея. В этом случае ищутся способы интерпретации, возможности для того, чтобы сделать повествование более наглядным и доступным.

Алгоритм создания корпоративного музея

Любой проект начинается с рождения концепции. Концепция не может быть построена на отдельных формах, любые визуальные решения следствие смысловой структуры, разрабатываемой куратором проекта на основе общения с заказчиком.

В самом начале происходит знакомство с отраслью и существующим социальным опытом на тему создаваемого музея. На данном этапе важно не впадать в стереотипное мышление, а искать более глубокие смыслы и визуальные ассоциации.

Пространство экспозиции и его особенности — важные вводные данные для проектирования. Каждое пространство имеет свои плюсы и минусы. Концепция учитывает их, и куратор предлагает реализуемые решения, которые применимы для имеющегося помещения.

После изучения аудитории проекта, предметной базы и базы нарративов определяются общие подходы к будущей экспозиции и создаётся тематико-экспозиционный план, который, помимо расстановки объектов и тем, может также содержать план коммуникаций, план повествовательных слоёв, план инклюзивного опыта, маршрутные линии и сценарии прохода посетителя.

Только после решения ключевых вопросов будущей экспозиции начинают прорабатываться отдельные решения — экспозиционные, инсталляционные. В современных экспозициях активно используется мультимедийный инструментарий, мультимедиа позволяют показать множество производственных процессов, внести дополнительные слои и контексты в экспозицию. Наиболее интересны сегодня фиджитал-решения, сочетающие физическое взаимодействие и цифровое содержимое.

Итогом этапа создания концепции является документ «Концепция музейной сценографии», содержащий полное понимание того, как будет выглядеть и из чего будет состоять будущая экспозиция.

Дополнительным документом на этапе концепции может быть гайдлайн, или фирменный стиль проекта. Книга фирменного стиля содержит набор правил, позволяющих не распадаться визуальной картине проекта, реализовать в едином стиле графическое наполнение и аудиовизуальный контент. Несмотря на строгость корпоративных правил, зачастую для нового музея разрабатывается отдельный фирменный стиль, дополняющий существующий фирменный стиль компании.

На этапе проектирования все решения прорабатываются более детально, появляются рабочая документация и дизайн-проект корпоративного музея, более подробные синопсисы и сценарии мультимедийного контента.

Затем на этапе реализации осуществляется авторский надзор и управление всеми процессами реализации, без отклонений от первоначальной концепции.

Сохранение целостности проекта на всех его этапах — ключевая особенность философии музейной сценографии, в которой работает наше Бюро.

Отправить заявку на разработку концепции для вашего музея