Музей командира крейсера «Варяг» В.Ф.Руднева

Тульская область – средоточие мест, связанных с людьми, оказавшими влияние на историю и культуру нашей страны. К таким местам относится и деревня Савино Заокского района, где находится музей Всеволода Руднева, контр-адмирала и одного из самых знаменитых героев военно-морского флота. Экспозиция музея рассказывает о его личности, жизненном пути, а также о событии, которое стало поворотным в его судьбе – бое у Чемульпо.

Всеволод Фёдорович Руднев

Всеволод Фёдорович Руднев

Командир крейсера «Варяг», герой Русско-японской войны 1904–1905 годов. Флигельадъютант императора Николая II (1904), контрадмирал русского флота (1905).

Крейсер «Варяг»

Крейсер «Варяг»

Бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901–1904 годах. Участник боя у Чемульпо (1904).

В сражении, которое произошло 27 января (9 февраля) 1904 года, в самом начале Русско-японской войны, столкнулись крейсер «Варяг» под командованием Всеволода Руднева, канонерская лодка «Кореец» и восемь японских военных кораблей. Контр-адмирал Руднев и его сослуживцы приняли и стоически выдержали заведомо неравный бой с противником, и,в результате название крейсера «Варяг» стало нарицательным.

Открытие музея

Музей был открыт в феврале 2004 года – к столетней годовщине сражения.

Тульская область – особое место для Всеволода Руднева,
на пути между селом Савиным и деревней Мышенки, располагался дом контр-адмирала Руднева, в котором он жил вместе с семьей: женой Марией Николаевной и тремя сыновьями — Николаем, Георгием, Пантелеймоном. До сих пор окрестности хранят память о Рудневых, а место, где находилось имение, по сей день в народе по сей день называют Рудневской Глухушей. В Савино находятся отреставрированная действующая церковь Казанской иконы Божьей матери, а рядом с ней – мемориал и могила Всеволода Фёдоровича. За годы работы с общественными организациями были налажены партнерские отношения. В музее ежегодно проводит образовательные и памятные мероприятия.

Обновление и модернизация экспозиции музея призваны
не только привлечь новые туристические потоки в Тульскую область и сформировать вокруг музея новую историко-культурную среду.

Внутренняя планировка музея включает:

01

Общественное пространство — стойка администрации, кассовая зона, гардероб, сувенирный магазин, вендинговые автоматы, туалеты.

02

Экспозиционное пространство представляет собой два основных зала, включающие
в себя постоянную и временную экспозиции.

03

Образовательное, коммуникационное пространство — основной зал, благодаря своему техническому оснащению, может служить также и местом проведения мероприятий.

План музея

Вокруг экспозиции, как основного смыслового блока музея, строится вся экскурсионная, образовательная и коммуникационная деятельность. Экспозиция формируется с использованием современных оформительских приёмов и методик восприятия посетителем экспозиционных и технологических решений.

Сценография пространства строится на диалоге и переплетении двух блоков – историческом (ретроспективном) и личном. Блоки взаимно проникают друг в друга и тесно связаны, но тем не менее имеют тематическую привязку к определенной зоне внутри пространства. Эта связь позволяет наиболее широко осветить как исторические факты (историю события, предшествующей ему политической ситуации) и технологические аспекты судостроительства конца XIX – начала XX века, так и личную историю непосредственного героя экспозиции – Всеволода Руднева, которому посвящен музей.

Таким образом, опорными блоками структуры Экспозиции становятся две мета-темы, которые раскрывают темы и сюжеты разного уровня: «МОРЕ» и «ЧЕЛОВЕК».

01

«МОРЕ»: исторический, научно-популярный слой

Внутри темы раскрывается история подвига экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», история и технологические характеристики обоих судов, демонстрируется ход боя у Чемульпо, а также дается краткая справка исторической и политической ситуации на момент начала Русско-японской войны 1904-1905 годов. Последовательное знакомство с сюжетами способствует погружению в контекст исторической эпохи и морских сражений.

02

«ЧЕЛОВЕК»: личностный слой

Данная тема переводит фокус с глобальных исторических событий, влияющих на огромную страну, на конкретного человека и линию его жизни. Через сюжеты последовательно показаны периоды детства и взросления Всеволода Руднева, особенностей его воспитания, выбор профессии, интересы и воспоминания его потомков и современников. Тема «Человек» носит более эмоциональный характер и показывает,
что героизм, который может войти в историю, рождается из «малого».

Развитие прилегающей территории

Проект модернизации музея не ограничивается внутренними стенами здания. Активная позиция социокультурного учреждения проявляется в уровне его коммуникации с миром. Одним из способов такой коммуникации является развитие прилегающей территории, при этом, в уличных решениях должна сохраняться музейная идентичность.

Другие проекты

    Заявка на разработку проекта Давайте вместе сделаем ещё один замечательный проект!