Цикл выставок, посвящённых Павлу I. Гатчинский дворец

2021
год
реализации
4
выставки
2 мес
длительность
одной выставки

2021 год в Музее-заповеднике «Гатчина» (Ленинградская область) объявлен Годом Павла Первого.

Год юбилейный во многих отношениях:

  • 225 лет со дня занятия Павлом Первым престола и присуждения статуса города Гатчине;
  • 220 лет со дня его гибели;
  • 170 лет с даты открытия памятника императору перед Гатчинским дворцом.

По заказу Гатчинского дворца Бюро музейной сценографии «Метаформа» разработало концепцию
цикла выставок одного экспоната, который лёг в основу ряда просветительских и культурных мероприятий.

Хронология проекта охватывает год с марта 2021 по февраль 2022.

Две выставки уже реализованы, и сейчас ведётся активная подготовка остальных.

Подходы к сценографии и тематическому делению

Повествование каждой выставки выстроено вокруг подлинного предмета, который символично характеризует его владельца и является «немым свидетелем» сюжетов и событий его жизни. Выбранные артефакты демонстрируют многогранность натуры Павла I. При этом, все четыре предмета связаны в единое повествование в части сценографии проекта с целью создания целостной картины личности Павла.

 

Основной нарратив

Основной нарратив выставки — отражение в личных предметах качеств владельца. Для того, чтобы избежать дискретности восприятия личности через разделение проекта на четыре выставки, мы применили сериальный метод. Он заключается в том, чтобы выстраивать каждую выставку как часть целого, ориентируясь на единый «каркас» и метод повествования, обеспечивая отсылку выставок друг к другу.

Это потребовало от специалиста по работе с информацией особого подхода к отбору материала. Фактически, задача состояла в том, чтобы все предметы и сюжеты встречались во всех четырех выставках, однако доминировать должен тот, который в данный момент главенствует в повествовательном и предметном ряде.

Грань личности
Символизм предмета.
Сюжеты, отражающие грань личности
Символизм предмета.
Предмет, как хранитель сюжета
Детали предмета и их значение (в рамках отраженной грани личности)
I Выставка
«Служение Богу и Отечеству»
Март — июнь 2021 года
Центральный экспонат — Мундир
Мемориальный мундир Павла I из собрания Гатчинского дворца был на императоре вечером в Михайловском замке накануне убийства 11 марта 1801 года. Это мундир офицера Преображенского полка, шефом которого был Павел I.
Он украшен отличительным императорским знаком Ордена Андрея Первозванного. Павел I короновался в аналогичном мундире, положив тем самым традицию для всех последующих российских императоров, которая просуществовала вплоть до 1917 года. По завещанию императрицы Марии Федоровны был передан цесаревичу Константину Павловичу, а после его смерти в 1833 году вместе с кроватью, ботфортами «и прочим» перевезен в Гатчинский дворец для помещения в Овальном кабинете Павла I, где и находился до 1941 года.
Коронация

5 апреля 1797 года

Император, очень внимательно относившийся к символам и считавший данную ему власть божественной, выбрал для коронации Пасхальное воскресенье. Павел I был одет в мундир Преображенского полка.
Видеоряд, повествующий о центральном предмете выставки
Преображенский полк

1691 год

Преображенский полк был образован в селе Преображенское на основе знаменитых «потешных войск» будущего императора Петра I.

1700 год

Полк был назван лейб-гвардии Преображенским и стал личной охраной государя. Преображенцы принимали участие в главных военных сражениях и дворцовых переворотах.

Во многом благодаря им на престол взошли Екатерина I, Елизавета Петровна и Екатерина Великая.
«Господин Фельдмаршал! Видите ли вы этот караул? В нем 400 человек. Мне достаточно сказать слово — и все они будут фельдмаршалами!»

Цитата Павла I
122 рубля

Стоил офицерский мундир во времена Екатерины Великой. По этой причине в гвардии служили только обеспеченные люди

22 рубля

Составляла стоимость мундира в начале правления Павла I
Военные реформы

Военные реформы были связаны в том числе с введением формы образца армии прусского короля Фридриха Великого.

Почти все полки русской армии теперь были одеты в темно-зеленую форму, которая отличалась цветом отделки.

У русских мундиров была гораздо более скромная отделка: серебряной нитью расшивались только мундиры гвардии и свиты императора.
Мундир Павла I

Павел I отдавал предпочтение самому скромному из всех мундиров гвардейских офицеров образца 1796–1801 годов. Этим он наглядно демонстрировал поклонение Фридриху Великому, носившему простой вицмундир своего гвардейского полка.

Мундир Павла I на воротнике и клапанах обшлагов был украшен вышитыми петлицами в виде кисточек с горизонтальной петлей, введёнными императором специально для Преображенского полка.

Выставка открылась 26 марта, в памятный день смерти Павла Петровича.

 

Открытие сопровождалось освещением в региональных и общероссийских СМИ

 

II Выставка
«Привычка к занятиям»
Июль — сентябрь 2021 г
Комплект, состоящий из стола и кресла, был изготовлен в Петербургской мастерской придворного мебельщика Х. Мейера в конце XVIII века специально для императора Павла, и является уникальным в своем роде образцом трансформируемой мебели. После смерти Павла I вдовствующая императрица Мария Федоровна создала в Гатчинском дворце своеобразный «мемориальный комплекс», оставив нетронутыми личные комнаты покойного супруга на первом этаже центрального корпуса. Комнаты Павла I постепенно заполнялись некогда принадлежащими ему вещами.
«Несмотря на то, он очень ловок, силён и крепок, приветлив, весел и очень рассудителен, что нетрудно заметить из его разговоров, в которых очень много остроумия. Что касается до его воспитания, то едва ли есть принц, которому было бы оказано более заботливого внимания... Он имеет по всем наукам отличных учителей, которые каждый день приходят его наставлять, и им он посвящает большую часть своего времени...»

Барон Томас Димсдейл, английский медик
«... природные его качества были откровенность, благородство чувств, необыкновенная доброта, любезность и весьма острый меткий ум. Когда он был в хорошем расположении духа, нельзя было найти более приятного и блестящего собеседника; никто в этом отношении не мог сравниться с ним...»

Из рассказов князя Павла Петровича Лопухина об императоре Павле
«Павел желал нравиться: он был образован, в нём замечались большая живость ума и благородная возвышенность характера...»

Посол Франции в России Луи-Филипп Сегюр, 1785 год
Распорядок дня императора Павла I

с 04:00 до 05:00 Император просыпался, приводил себя в порядок и приступал к делам.

с 06:00 до 08:00 Выслушивание официальных отчётов и докладов.

с 09:00 до 10:00 Павел ежедневно присутствовал на разводе дворцового караула.

12:00 Обед и отдых в кресле с книгой

16:00 Занятия государственными делами и прогулки верхом, на санях или в каретах.

18:00 или 20:00 Члены семьи и приближённые особы собирались вместе и проводили время в разговорах и играх.

20:30 Для всех начинался ужин, который заканчивался не позднее 22:00. После него император и императрица возвращались в свои апартаменты.
Кресло

Небольшое кресло простых форм в сложенном виде представляет собой короб 50 х 50 см, с легкостью помещающийся во внутреннем пространстве стола. Комплект превращался в небольшой ящик, который размещался в карете или в возке.

Способ складывания кресла — необычный и нигде более не встречающийся. Скользящие стальные кронштейны, удерживающие ножки, запираются специальными пружинными устройствами. Спинка в сложенном виде плотно прилегает к сиденью, а в раскрытом фиксируется подлокотниками, убирающимися в два сложения.
Стол

Ножки гатчинского стола подгибаются внутрь и фиксируются пружинами, превращая стол в ящик, в одном из отделений которого помещается сложенное кресло, а в другом — письменные принадлежности. Оба отделения стола закрываются деревянными предохраняющими «шторками» и защёлкиваются на замочки.

В 1841 году император Николай I распорядился добавить в Овальный кабинет Павла Петровича комплект походной складной мебели, который и хранился там до 1941 года. Предметы были эвакуированы, вернулись в Гатчинский дворец в 1987 году.

 

Комплект из стола и стула отражает деятельную натуру императора, который очень много работал, рано вставал и вполне мог использовать такую складную мебель в повседневной жизни во время поездок.

 

Подходы к художественному решению

В подаче материала и работы с содержанием

  • Каждая выставка должна восприниматься частью цикла, который связывает их друг с другом посредством предметов и сюжетов, в том числе призывает посетить последующую выставку

В создании части интерпретативного дизайна

  • Создать единый визуальный образ, при этом изменяемый и пластичный.

Подробнее об идее и сценографии проекта рассказывает Виктория Тарасова, творческий директор и куратор проекта:

Принципы графического решения

Оформление всех четырёх выставок, посвящённых Павлу I, строится на правильных фигурах. В основе лежат квадраты и круги, сочетающие целые и дробные части.

Графические паттерны используют элементы декора с императорской мантии, начертание римской цифры I, а также формы масонской символики. Также в декоративных элементах можно увидеть части вензеля и монограммы императора. В качестве типографического решения выставок выбраны шрифты Vremena и Montserrat.

Графические элементы строятся на основной символике. Паттерны образованы от римской цифры «I», а также от масонской звезды. Линейные паттерны являются стилизованным отображением элементов с императорской мантии. Также графические элементы строятся из разных частей вензеля и монограммы императора.

Для шрифтового решения используются шрифты Vremena и Montserrat.

 

Примеры оформления

Чтобы проникнуться духом этого исторического музейного проекта, предлагаем посмотреть видео к выставке «Служение Богу и Отечеству».

В съёмках были задействованы дворцовые интерьеры Гатчинского музея-заповедника, коллекционные игрушечные солдатики, реквизит и костюмы «ЛЕНФИЛЬМ». В роли маленького Павла — юный актер из Петербурга Яромир Зайцев.

Надеемся, что нам удалось более полно раскрыть личность Павла I и его жизненный путь через предмет, который несомненно связан с индивидуальным выбором, поступками и решениями.

 

Также о проекте можно почитать:

    Задать вопрос