2021

Цикл выставок, посвящённых Павлу I.
Гатчинский дворец

Цикл выставок, посвящённых Павлу I. <br> Гатчинский дворец

2021

год реализации

4

выставки

2 месяца

длительность одной выставки

2021 год в Музее-заповеднике «Гатчина» (Ленинградская область) объявлен Годом Павла Первого.

Год юбилейный во многих отношениях:

  • 225 лет со дня занятия Павлом Первым престола и присуждения статуса города Гатчине;
  • 220 лет со дня его гибели;
  • 170 лет с даты открытия памятника императору перед Гатчинским дворцом.

 

По заказу Гатчинского дворца Бюро музейной сценографии «Метаформа» разработало концепцию цикла выставок одного экспоната, который лёг в основу ряда просветительских и культурных мероприятий.

Хронология проекта охватывает год с марта 2021 по февраль 2022.

Цикл выставок, посвящённых Павлу I. <br> Гатчинский дворец

Подходы к сценографии и тематическому делению

Повествование каждой выставки выстроено вокруг подлинного предмета, который символично характеризует его владельца и является «немым свидетелем» сюжетов, событий его жизни. Выбранные артефакты демонстрируют многогранность натуры Павла I. При этом, все четыре предмета связаны в единое повествование в части сценографии проекта с целью создания целостной картины личности Павла.

Основной нарратив выставки — отражение в личных предметах качеств владельца. Для того, чтобы избежать дискретности восприятия личности через разделение проекта на четыре выставки, мы применили сериальный метод.
Он заключается в том, чтобы выстраивать каждую выставку как часть целого, ориентируясь на единый «каркас» и метод повествования, обеспечивая отсылку выставок друг к другу.

Это потребовало от специалиста по работе с информацией особого подхода к отбору материала. Фактически, задача состояла в том, чтобы все предметы и сюжеты встречались во всех четырех выставках, однако доминировать должен главенствующий в данный момент в повествовательном и предметном ряде.

Цикл выставок, посвящённых Павлу I. <br> Гатчинский дворец

01

Грань личности

Символизм предмета.

02

Сюжеты, отражающие грань личности

Символизм предмета.

03

Предмет, как хранитель сюжета

Детали предмета и их значение (в рамках отраженной грани личности)

Выставка №1

«Служение Богу и Отечеству»

Март — июнь 2021 года.

Центральный экспонат — Мундир.

Мемориальный мундир Павла I из собрания Гатчинского дворца был на императоре вечером в Михайловском замке накануне убийства 11 марта 1801 года. Это мундир офицера Преображенского полка, шефом которого был Павел I. Он украшен отличительным императорским знаком Ордена Андрея Первозванного. Павел I короновался в аналогичном мундире, положив тем самым традицию для всех последующих российских императоров, которая просуществовала вплоть до 1917 года. По завещанию императрицы Марии Федоровны был передан цесаревичу Константину Павловичу, а после его смерти в 1833 году вместе с кроватью, ботфортами «и прочим» перевезен в Гатчинский дворец для помещения в Овальном кабинете Павла I, где находился до 1941 года.

«Служение Богу и Отечеству»
Цикл выставок, посвящённых Павлу I. <br> Гатчинский дворец

Коронация

5 апреля 1797 года

Император, очень внимательно относившийся к символам и считавший данную ему власть божественной, выбрал для коронации Пасхальное воскресенье. Павел I был одет в мундир Преображенского полка.

1691 год

Преображенский полк был образован в селе Преображенское на основе знаменитых «потешных войск» будущего императора Петра I.

1700 год

Полк был назван лейб-гвардии Преображенским и стал личной охраной государя. Преображенцы принимали участие в главных военных сражениях и дворцовых переворотах.

«Господин Фельдмаршал! Видите ли вы этот караул? В нем 400 человек. Мне достаточно сказать слово — и все они будут фельдмаршалами!»

122 рубля
стоил офицерский мундир во времена Екатерины Великой. В гвардии служили только обеспеченные люди/

22 рубля
составляла стоимость мундира в начале правления Павла I

Цитата Павла I

Военные реформы

Военные реформы были связаны в том числе с введением формы образца армии прусского короля Фридриха Великого.

Почти все полки русской армии теперь были одеты в темно-зеленую форму, которая отличалась цветом отделки.

У русских мундиров была гораздо более скромная отделка: серебряной нитью расшивались только мундиры гвардии и свиты императора.

Мундир Павла I

Павел I отдавал предпочтение самому скромному из всех мундиров гвардейских офицеров образца 1796–1801 годов. Этим он наглядно демонстрировал поклонение Фридриху Великому, носившему простой вицмундир своего гвардейского полка.

Мундир Павла I на воротнике и клапанах обшлагов был украшен вышитыми петлицами в виде кисточек с горизонтальной петлей, введёнными императором специально для Преображенского полка.

Видеоряд, повествующий о центральном предмете выставки

Выставка открылась 26 марта, в памятный день смерти Павла Петровича.

Открытие сопровождалось освещением в региональных и общероссийских СМИ.

Выставка №2

«Привычка к занятиям»

Июль — сентябрь 2021 года.

Комплект, состоящий из стола и кресла, был изготовлен в Петербургской мастерской придворного мебельщика Х. Мейера в конце XVIII века специально для императора Павла I, и является уникальным в своём роде образцом трансформируемой мебели. После смерти Павла I вдовствующая императрица Мария Федоровна создала своеобразный «мемориальный комплекс» в Гатчинском дворце, оставив нетронутыми личные комнаты покойного супруга на первом этаже центрального корпуса. Комнаты Павла I постепенно заполнялись некогда принадлежащими ему вещами.

Цикл выставок, посвящённых Павлу I. <br> Гатчинский дворец

«Несмотря на то, он очень ловок, силён и крепок, приветлив, весел и очень рассудителен, что нетрудно заметить из его разговоров, в которых очень много остроумия. Что касается до его воспитания, то едва ли есть принц, которому было бы оказано более заботливого внимания... Он имеет по всем наукам отличных учителей, которые каждый день приходят его наставлять, и им он посвящает большую часть своего времени...»

Барон Томас Димсдейл, английский медик

«... природные его качества были откровенность, благородство чувств, необыкновенная доброта, любезность и весьма острый меткий ум. Когда он был в хорошем расположении духа, нельзя было найти более приятного и блестящего собеседника; никто в этом отношении не мог сравниться с ним...»

Из рассказов князя Павла Петровича Лопухина об императоре Павле

«Павел желал нравиться: он был образован, в нём замечались большая живость ума и благородная возвышенность характера...»

Посол Франции в России Луи-Филипп Сегюр

Распорядок дня императора Павла I с 04:00 до 05:00 Император просыпался, приводил себя в порядок и приступал к делам.
с 06:00 до 08:00 Выслушивание официальных отчётов и докладов.
с 09:00 до 10:00 Павел ежедневно присутствовал на разводе дворцового караула.
12:00 Обед и отдых в кресле с книгой
16:00 Занятия государственными делами и прогулки верхом, на санях или в каретах.
8:00 или 20:00 Члены семьи и приближённые особы собирались вместе и проводили время в разговорах и играх.
20:30 Для всех начинался ужин, который заканчивался не позднее 22:00. После него император и императрица возвращались в свои апартаменты.

Кресло

Небольшое кресло простых форм в сложенном виде представляет собой короб 50 х 50 см, с легкостью помещающийся во внутреннем пространстве стола. Комплект превращался в небольшой ящик, который размещался в карете или в возке.
Способ складывания кресла — необычный и нигде более не встречающийся. Скользящие стальные кронштейны, удерживающие ножки, запираются специальными пружинными устройствами. Спинка в сложенном виде плотно прилегает к сиденью, а в раскрытом фиксируется подлокотниками, убирающимися в два сложения.

Стол

Ножки гатчинского стола подгибаются внутрь и фиксируются пружинами, превращая стол в ящик, в одном из отделений которого помещается сложенное кресло, а в другом — письменные принадлежности. Оба отделения стола закрываются деревянными предохраняющими «шторками» и защёлкиваются на замочки.

В 1841 году император Николай I распорядился добавить в Овальный кабинет Павла Петровича комплект походной складной мебели, который и хранился там до 1941 года. Предметы были эвакуированы, вернулись в Гатчинский дворец в 1987 году.

Комплект из стола и стула отражает деятельную натуру императора, который очень много работал, рано вставал и вполне мог использовать такую складную мебель в повседневной жизни во время поездок.

Выставка №3

«Отцовство»

Июль — декабрь 2021 года.

Центральный экспонат — Портрет великого князя Николая Павловича и великой княжны Анны Павловны с детьми.

Портрет детей императора Павла I написан в 1797 году, автор – известнейший художник, придворный живописец Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825). Будущему императору Всероссийскому Николаю I на картине 1 год, будущей королеве Нидерландов Анне – 2 года. По ряду причин Павел I не выкупил полотно у художника. В императорской семье картина оказалась только при Александре II, который приобрёл детский портрет своих отца и тёти в 1861 году у художника Ивана Васильевича Бугаевского-Благодарного – ученика Боровиковского, которому мастер завещал эту работу. Александр II поместил картину в своём кабинете в Гатчинском дворце.

Цикл выставок, посвящённых Павлу I. <br> Гатчинский дворец

«25 июня 176 … сегодня, в три часа утра, мамаша родила большущего мальчика, которого назвали Николаем. Голос у него бас, и кричит он удивительно; длиною он аршин без двух вершков, а руки немного поменьше моих. В жизнь мою первый раз вижу такого великана». Екатерина II»

«Небольшое полотно размером всего 30 сантиметров в ширину и 37 сантиметров в высоту наполнено символами, характеризующими статус не только изображённых на портрете младенцев, но и отношение к ним родителей.»

«Великая княжна изображена в белом платье. В левой руке девочка держит стеклянный кувшин с лилиями, а в правой опущенной руке – розу. Лилия с давних пор символизировала чистоту и непорочность. Розы же в представлении XVIII века связывались не только с красотой, но и с благодатью, так что, возможно, художник так обыграл имя маленькой великой княжны, ведь «Анна» в переводе с греческого означает «благодать».
Кроме того, розы на столике и в корзине у ног девочки могут отослать внимательного зрителя к «розе без шипов» — символе добродетели из «Сказки о царевиче Хлоре», которую написала сама царственная бабушка Екатерина II для своих внуков.»

Выставка №4

«Память рода»

Июнь — август 2022 года.

Центральный экспонат — Портрет Петра III.

Это последняя в цикле выставок одного экспоната, приуроченных к Году Павла I. Посетители увидят портрет Петра III, отца Павла Петровича, а также узнают, чем запомнилось его недолгое правление.

Цикл выставок, посвящённых Павлу I. <br> Гатчинский дворец

«На портрете великий князь Пётр Фёдорович изображён в латах и с мантией из золотой парчи, подбитой горностаем.
На правом плече – лента ордена Святого апостола Андрея Первозванного, который был учреждён Петром I в 1698 году. Герцогу Карту Петеру Ульриху орден был пожалован императрицей Елизаветой Петровной во время торжеств по случаю его прибытия в Петербург в феврале 1742 года.
На шее великого князя – орден Святой Анны, учреждённый герцогом Гольштейн-Готторпским Карлом Фридрихом в 1735 году. Автором портрета стал известный в XVII веке художник Георг Христоф Гроот (1716-1749).»

«Правление Петра III длилось всего 186 дней и кончилось свержением законного монарха и вероятным цареубийством. Екатерина II, чьими руками был подготовлен заговор, уничтожила практически все следы этого недолгого царствования и создала ему «чёрную легенду». Фактически так же она поступила со своим сыном, Павлом Петровичем: как могла отстраняла от престола законного наследника, культивировала слухи о неуравновешенности и жестокости Павла, его незаконном происхождении.
Однако сын Петра III хранил трогательную верность памяти своего несчастного отца. Едва ли стоит удивляться тому, что в комнатах Павла I мы не видим ни одного изображения Екатерины II. Зато есть портреты отца и двух прадедов – Петра I и Карла XII.
Благодаря Павлу I орден Святой Анны из династического знака отличия стал государственным: в 1797 году император ввёл его в наградную систему Российской империи. Для потомка Петра память рода была не пустым звуком»

Георг Кристоф Гроот, придворный живописец Елизаветы Петровны, написал это портрет в 1742 году. Петр Федорович приходился русской императрице племянником. В начале 1742 года он был привезен в Россию и крещен в православную веру. Видимо, в эти первые месяцы и был написан гатчинский портрет. На нем Петр Федорович изображен еще до вступления на престол. Налицо все признаки немецкого барочного портрета: блестящие латы с золочеными украшениями, парчовая мантия, отделанная горностаевым мехом.

Подходы к художественному решению

Нарратив

Каждая из выставок цикла — это новелла, небольшой рассказ об определённой черте характера их знаменитого владельца, которая даёт о нём представление, как о личности.

Мундир — это отражение стремления Павла I быть человеком чести, неустанно служащим на благо своей страны. Походная складная мебель отражает деятельность натуры, его желание всегда иметь возможность заниматься чем-то полезным, например, писать письма или читать. Портреты детей и отца символизируют крепкие семейные узы.

Подробнее об идее и сценографии проекта рассказывает Виктория Тарасова, творческий директор и куратор проекта:

Художественное решение

Для каждой из четырёх выставок предусмотрена общая структура — экспонат «обрамляется» графикой и текстовой информацией, а также дополняется слайд-шоу и ненавязчивым музыкальным сопровождением.

Оформление всех четырёх выставок, посвящённых Павлу I, строится на правильных фигурах. В основе лежат квадраты и круги, сочетающие целые и дробные части. Графические элементы строятся на основной символике. Паттерны образованы от римской цифры «I», а также от масонской звезды. Линейные паттерны являются стилизованным отображением элементов с императорской мантии. Также графические элементы строятся из разных частей вензеля и монограммы императора.

У каждой выставки свои акцентные цвета, которые будут отличать их друг от друга, но в то же время единое шрифтовое решение и стиль исполнения иллюстраций, что создаёт единый стиль пространства на протяжении всего цикла мероприятий.

Принципы графического решения

Оформление всех четырёх выставок, посвящённых Павлу I, строится на правильных фигурах. В основе лежат квадраты и круги, сочетающие целые и дробные части.

Цикл выставок, посвящённых Павлу I. <br> Гатчинский дворец
Цикл выставок, посвящённых Павлу I. <br> Гатчинский дворец

Графические элементы строятся на основной символике. Паттерны образованы от римской цифры «I», а также от масонской звезды. Линейные паттерны являются стилизованным отображением элементов с императорской мантии. Также графические элементы строятся из разных частей вензеля и монограммы императора.

Для шрифтового решения используются шрифты Vremena и Montserrat.

Примеры оформления

Цикл выставок, посвящённых Павлу I. <br> Гатчинский дворец
Цикл выставок, посвящённых Павлу I. <br> Гатчинский дворец
Цикл выставок, посвящённых Павлу I. <br> Гатчинский дворец
Цикл выставок, посвящённых Павлу I. <br> Гатчинский дворец
Цикл выставок, посвящённых Павлу I. <br> Гатчинский дворец
Цикл выставок, посвящённых Павлу I. <br> Гатчинский дворец

Дополнительно о цикле выставок в нашей статье.

Пресса о событии:

БЕZФОРМАТА 

Точка ART

Надеемся, что нам удалось более полно раскрыть личность Павла I и его жизненный путь через предмет, который несомненно связан с индивидуальным выбором, поступками и решениями.

Другие проекты

    Заявка на разработку проекта Давайте вместе сделаем ещё один замечательный проект!