Концепция экспозиции «История Боспорского царства»

Восточно-Крымский историко-краеведческий музей-заповедник
Более 240 тыс. предметов
археологическая коллекция Восточно-Крымского ИКМЗ.
610-590 гг до н. э.
время основания Керчи.
Фабула

Музей обладает не имеющей в мире аналогов археологической коллекцией — более 240 тыс. предметов, от фрагментов архитектурных сооружений, статуй и керамики до монет и украшений из драгоценных металлов, относящихся к Боспорскому царству, культуре скифов и других кочевых племён, проживавших когда-то на территории Крыма. Благодаря археологическим раскопкам, которые проводятся в разных частях Керченского полуострова, и научным исследованиям, музейный фонд регулярно пополняется.

Современная Керчь — «наследница» древней столицы Боспора, Пантикапея, которая продолжила существовать после разрушения и неоднократно меняла названия. В недавних археологических исследованиях учёные доказали, что Керчь была основана в 610-590 годах до н. э. Благодаря этому открытию она вошла в список древнейших городов мира наряду с Римом и Афинами.

Концепция сценографии

Рождение, рост и смерть или перерождение цивилизаций — закономерный процесс, каждый из этапов которого отражён в определённых явлениях.

Развитие экономики, усиление внешней политики, трансформация внутренней культуры, и иные отражения жизни сопровождают этапы эволюционного развития государства, которые в свою очередь символически отражены в отдельных сюжетах жизни: политике, культуре, искусстве, торговле, военном деле.

Для того, чтобы проследить весь путь развития Боспорского царства от зарождения до угасания через исторические экспонаты, концепция предусматривает их представление, как знаков эпохи, и формирование решений, который бы отражали эпоху через основные события.

Каждый временной отрезок содержал в себе глобальные события. Некоторые из них были растянуты во времени, например, налаживание колонистами торговли с местными племенами, некоторые, наоборот, концентрированы, как разрушение Пантикапея. Но все эти события в той или иной степени влияли на жизнь боспорцев, и это влияние отражалось в изменениях: с объединением городов-полисов изменилась архитектура и политический строй колоний, возникло единое государство, увеличение разнообразия экспортируемых и импортируемых товаров изменило экономику региона, взаимодействие с местными племенами влияло на язык, культуру и искусство.

Сценография экспозиции построена на отражении двух слоёв информации и подразумевает непрерывное сочетание рассказа о временном периоде и явлениях и скрытых в предметах, которые его характеризуют.

Таким образом двумя повествовательными линиями каждого зала становятся:

Линия (слой) А: ВРЕМЯ
Периоды жизни Боспора, основные события «государственного масштаба», внутренняя и внешняя политика.
Линия (слой) Б: СИМВОЛЫ ВРЕМЕНИ
Основные отражения жизни цивилизации Боспора, характеризующие время.
Зал 1: Встреча культур
Зал 2: Расцвет Боспора
Зал 3: Второй расцвет Боспора
Зал 4: Закат Боспорского царства
Нарративы, транслируемые историей Боспорского царства:
ДРЕВНОСТЬ. ВЕЛИЧИЕ. МАСШТАБНОСТЬ
Великая цивилизация — Великая столица. Культура древнего города.
СИЛА. СМЕЛОСТЬ. ПРОТИВОСТОЯНИЕ
Народы, территории, войны, строительство.
ИСТОРИЗМ. ПАМЯТЬ. СОХРАНЕНИЕ
Уникальные коллекции и предметы как символ культуры и произведение искусства.
Художественное решение

Основной задачей при создании художественных и пространственных решений экспозиции становится интеграция в архитектуру исторического здания музея «искусственных», обновлённых решений, подчёркивающих масштаб коллекции, выделяющих предметный ряд, и формирующих познавательную среду.

Общий интерьер, все цветовые, шрифтовые и графические решения комплементарны экспонатам, подчеркивают масштабность коллекции в целом и с помощью нарративного и визуального ряда дополняют каждый предмет.

В экспозиционных залах присутствуют зоны с элементами инфографики, которые объединяют несколько тем и/или сюжетов в части смыслов и всегда сопровождаются предметным рядом.

При конструировании отдельных инсталляций используются лаконичные, но при этом максимально функциональные решения с различными встроенными возможностями, например, выдвижными модулями с графикой, индивидуальными акустическими системами, лайтбоксами и другими решениями.

В целях более оптимального использования пространства и смыслового сопровождения коллекции, в конструктивы интегрируется иллюстративная графика.

Визуализации экспозиции «История Боспорского царства»
Концепция брендинга и гайдлайн

В дизайне пространства используются стилизованные шрифты и иллюстрации, а также сочетания цветов, которые меняются от зала к залу: от кофейно-коричневой «песчаной» палитры до акцентных сочетаний белого, чёрного, бордового и глубокого синего.

Логотип музея представлен в кириллическом и латинском варианте и может быть использован на любом виде фирменных товаров и при вёрстке корпоративных графических материалов.

Выдержки из гайдлайна

    Запросить коммерческое предложение: