Текущий шаблон: single-publications.php

taxonom ID основной категории: $post_id: 14463
rubr
has_termhas_term

Не для всех, но для каждого: мультифункциональные социокультурные пространства

Мир наполнен социокультурными пространствами, куда люди приходят за полезным досугом и общением. Вместе с миром эти площадки трансформируются: подстраиваются под потребности общества или предлагают ему свежие форматы. Нам стало интересно, по каким принципам создаются такие проекты в 2022 году, и мы обратились к бюро музейной сценографии «Метаформа» из Санкт-Петербурга — его команда проектирует экспозиции по всей России и выделяется выразительной философией.

«Социокультурное пространство — место досуга с культурной «нагрузкой»: молодёжный клуб, библиотечный центр, интерактивная выставка, лекторий-трансформер, экспозиция бренда, где компания рассказывает о себе через призму культуры, или другой формат, в котором посетитель обогащается знаниями и ощущениями, делится ими с окружающими. При этом особенно важен становится именно физический опыт присутствия. Мы «наполняемся» не только за счёт книг, кино и соцсетей, но и через диалог с пространством, его дизайном и архитектурой или даже отдельным предметом», — объясняет творческий директор «Метаформы» Виктория Тарасова.

Функционально-трансформируемые пространства

«В последние годы в библиотеки приходит тренд собирать под одной крышей разные функциональные возможности, — рассказывает руководитель бюро Александр Ткаченко. — Финская библиотека «Ода», в которой собран, кажется, весь возможный полезный досуг городского жителя, представляет собой модель «городской гостиной». Наше бюро разрабатывает в том числе библиотечные проекты, где, помимо читальных залов, появляются конференц-залы и экспозиционные зоны, научные лаборатории, кафе и даже студии звукозаписи. Более того, в них могут работать нейросети, составляющие рекомендации и ведущие диалоги с читателями, что является прорывом в отечественной библиотечной отрасли.

«Книжные истории» — социокультурное пространство библиотеки им. Н. К. Крупской в Санкт-Петербурге

Мы стараемся расширять функционал во всех проектах. Если это музейная экспозиция, то при проектировании важно заложить ядро, чтобы потом проект мог развиваться самостоятельно.»

Так, команда «Метаформы» создала экспозицию «Ленинградское Ополчение» в подростково-молодёжном центре «Охта». Проект посвящён деятельности поискового и реконструкторского движения.

Несмотря на его миниатюрность, концептуально продуманный функционал позволяет пространству непрерывно жить: участникам клуба — реставрировать найденные предметы, актуализировать базу находок, исследовать их связь с историей, посетителям — знакомиться с артефактами и погружаться в исторический контекст.

Подростково-молодёжный центр «Охта», Санкт-Петербург

Сегодня в России меняются и школы, и дома культуры: в некоторых есть планетарии, высокотехнологичные музеи, классы с робототехникой, 3D-принтерами, кинооборудованием, музыкальными и спортивными комплексами. Недавно нас приятно удивил ДК в городе Покрове. Помимо оснащённого зрительного зала там работает антикафе со сценой для выступлений. Это уже совсем не тот уровень, который мы привыкли ожидать от таких помещений — как в технологическом, так и, что главное, в смысловом отношении. Многие думают, что развитие социокультурных пространств — это прежде всего про технологичность. На самом же деле гораздо сложнее создать синтез возможностей, развивающуюся среду, которая транслирует смыслы и взаимодействует с посетителем. «Технологического прорыва за последние годы в мире не случилось, все продолжают использовать проекционное оборудование, интерактивные панели. Приоритетнее понимать, как встроить концепцию в пространство, как эта комбинация будет работать на посетителя, как будет организован посетительский опыт. Зрелищность и насыщенность оборудованием, несмотря на общепринятое мнение, далеко не всегда являются решающими факторами», — отмечает Александр Ткаченко.

Пространства для всей семьи

Проекты, которые претворяет в жизнь «Метаформа», предполагают концептуальный подход, поскольку в первую очередь бюро работает с нарративом. Даже если это детская площадка при музее — она должна быть выполнена в тематике экспозиции.

Так, площадка «Нефтеград» придумывалась как продолжение экспозиции павильона № 25 «Нефть» на ВДНХ. Помимо игровых целей, одна из важных задач проекта — познавательная. В процессе игры дети узнают, что нефтегазовая индустрия — не только про бензин и заправки, добычу нефти, но и про науку, исследования, переработку, транспортировку и многое другое Игровая зона включает в себя более 20 игровых стилизованных элементов: батуты, «лазалки», интерактивные панели, из которых складывается вполне серьёзный производственный рассказ.

Команда бюро стремится проработать концепцию так, чтобы она включала в себя целевые слои для разных поколений — тогда в одном пространстве интересно находиться всей семье. «На подготовительном этапе создаётся перечень групп, на кого рассчитано пространство. Для каждой группы, учитывая её потребности, ожидания, особенности психофизического восприятия, прописываются отдельные формы и решения. Какие-то зоны мы делаем универсальными, чтобы не разъединять посетителей, а некоторые размещаем, к примеру, на высоте детского роста, распределяя интерактивный слой по залам, чтобы не перегружать ребёнка, а также занять его, пока родители изучают более сложную экспозицию, — рассказывает Виктория Тарасова.

— Главный принцип в разработке контента для чувствительной аудитории, в частности детей, — не навредить. Доносить ту информацию, к которой психика будет готова, или таким экологичным визуальным и вербальным языком, который не будет травмировать.

Экспозиция «Штаб Дороги жизни», д.Коккорево

Есть темы, как, например, блокада Ленинграда, про которые сложно говорить. Изданы сборники статей на тему того, как доносить подобные нарративы без экстремальных форм повествования. При работе со смыслами социокультурного пространства важно учитывать психологический аспект. Мы всегда анализируем свой опыт, наблюдаем и фиксируем поведение посетителей, делаем выводы и совершенствуем проекты, чтобы людям каждой возрастной категории было максимально комфортно. К сожалению, потерянная аудитория социокультурных проектов сегодня — подростки и люди старшего поколения, несмотря на наличие у них достаточного свободного времени. Как показывает статистика, чаще других культурные локации всё-таки посещают молодые люди и семьи. Но мы стараемся проектировать решения и функциональные возможности таким образом, чтобы привлекать и «упущенные» или дополнительные аудитории, повышая тем самым инклюзивность проектов».

Образовательные музейные квесты

Узнавать сложные вещи в лёгком игровом формате интересно и детям, и взрослым. Поэтому многие музеи и культурные институции используют в своей работе эдьютейнмент и элементы геймификации. Это тоже является трендом для социокультурного проектирования.

Мобильный квест «Путешествие к динозаврам»

Пару лет назад для выставки MuseumExpo «Метаформа» разработала образовательную квест-комнату «Путешествие к динозаврам».
Согласно замыслу, посетители решают шесть загадок, получают  ключи и запускают «Машину времени». Приключение разместилось в 20-футовом морском контейнере и объединило множество декораций, механических решений, графики и мультимедиаконтента. Но самое главное — вся информация прошла через строгий фильтр научной экспертизы, то есть квест, несмотря на игровую форму, является вполне серьёзным учебным пособием.

Побег от реальности или в реальность

«Время от времени у каждого человека возникает желание переключить регистры реальности. Но куда бы мы ни пытались убежать — от реальности или в неё — биологически нам необходим пространственный опыт. Иногда может показаться, что мы способны удовлетворить эту потребность и в Интернете, но всё равно приходим в места, которые можно воспринимать всеми органами чувств. Поэтому мы стараемся создавать такие локации, где искренне и с удовольствием хочется проводить время одному, с близкими или незнакомыми единомышленниками, — размышляет Виктория Тарасова. — Ощущение достоверности в физическом пространстве выше, чем в цифровом. Поэтому для нас важно, чтобы в проекте были элементы объективной подачи информации, глубокая научная и редакторская проработка. Есть и примеры, когда работа ведётся только с образами. Например, в одном из залов экспозиции Павловопосадской платочной мануфактуры посетителей будет ждать исключительно эмоционально-визуальный опыт: только цветы, узоры, знаменитые Павловопосадские платки и… красота. Связь этих элементов посетитель домыслит сам, получая эмпирический опыт через язык эстетики.

Визуализация одного из залов будущего музейно-выставочного центра «Чудо-шаль»

Логика и магия

Музейная сценография — междисциплинарная философия проектирования, синтез отдельных дисциплин, превращающий смыслы в пространственные формы. Такая сценография отличается от театральной. Театр может позволить себе фантазии, мы же стараемся находиться в рамках  объективной реальности, ссылаться на документы, опираться на проверенные данные. Иногда эти проекты упрощаются с точки зрения художественного выражения, но такова цена достоверности. Проектируя пространство, мы создаём всеобъемлющий логический документ, который включает в себя все составляющие проекта. А затем происходит «магия» — творческая часть. Изначально мы работаем с нарративами и смыслами и только потом с темами и сюжетами. Традиционно над проектированием работают разные, не всегда даже связанные между собой рабочие группы. У нас же художественная концепция, сценарий, экспозиционные и мультимедийные решения разрабатываются в связке, чтобы каждый этап общей структуры концептуально сочетался с предыдущим. В процессе работы мы можем тестировать решения, возвращаться на слабый этап и дорабатывать его. Это не могут себе позволить проектировщики с классическим итерационным подходом.

Философия музейной сценографии — ответ на значительно усложнившуюся структуру проектов, которые теперь объединяют не только предметы и их оформление, но и нарративы, внутреннюю архитектуру, пространственные и графические решения, медиатехнологии. Эти слои управляются концепцией и работают сообща на содержание и идею проекта.
Над одним проектом могут работать до сотни человек: это кураторы, дизайнеры, научные коммуникаторы, инженеры, художники, руководители проектов, монтажники, продюсеры. Эта команда совместно движется по пути к созданию многослойных проектов, в которых найдётся место и точки интереса для самых разных посетителей. Хочется надеяться, что ярких социокультурных пространств в нашей стране будет становиться всё больше, а их посещение станет для общества привычным».

ТОП-10 павильонов ЭКСПО-2020.
Как впечатлить посетителя выставки

Всемирная выставка в Дубае – главный источник вдохновения для специалистов событийной индустрии

Празднование 100-летия музея-усадьбы «Ясная Поляна».
Тульская область, 10 июня

Главным событием станет открытие выставки «Первый век в музейной эре»

Народный музей в Коккорево войдет в комплекс областных музеев, посвященных Дороге жизни

В комплекс областных музеев, посвященных Дороге жизни, войдет Народный музей (Коккорево)

ТОП-10 павильонов ЭКСПО-2020.
Как впечатлить посетителя выставки

Всемирная выставка в Дубае – главный источник вдохновения для специалистов событийной индустрии

Празднование 100-летия музея-усадьбы «Ясная Поляна».
Тульская область, 10 июня

Главным событием станет открытие выставки «Первый век в музейной эре»

Сюжеты жизни в предметах.
Цикл выставок в Гатчине, посвященных личности Павла I

Статья рассказывает о цикле выставок, проведённом в Музее-заповеднике «Гатчина»

Нарратив и междисциплинарность:
интервью с творческим директором Викторией Тарасовой

Виктория Тарасова о философии бюро, своем пути в профессию и текущих проектах.

Игры с историей. Каким должен быть современный спортивный музей

Творческий директор Виктория Тарасова рассказала о том, каким должен быть спортивный музей

Мультимедийный интерпарк «Книжные истории»: обновление библиотеки Санкт-Петербурга

6 октября 2021 года открылась обновленная экспозиция в Библиотеке им. Н. К. Крупской.

В Коноше на вокзале открылась инсталляция, посвящённая Савве Мамонтову

Презентация инсталляции «Савва Мамонтов и крестьяне, строители железной дороги»

Местное самоуправление сквозь эпохи: открылся первый в России Музей земства

10 сентября 2021 года в Крапивне открылся Музей земства

    Заявка на разработку проекта Давайте вместе сделаем ещё один замечательный проект!