ТОП-10 павильонов ЭКСПО-2020.
Как впечатлить посетителя выставки

Всемирная выставка в Дубае на протяжении полугода оставалась главным источником вдохновения для специалистов событийной индустрии. Как запомниться посетителю выставки? Как выделиться на фоне других экспонентов? Какие факторы могут испортить впечатления от экспозиции? Команда бюро музейной сценографии «Метаформа» побывала на ЭКСПО-2020, чтобы узнать, кому удалось создать наиболее впечатляющее выставочное пространство, и какие средства помогают донести образы через языковой или культурный барьер. Директор по развитию «Метаформы» Ирина Кирюхина поделилась выводами в своём выступлении у наших давних партнёров, в лектории EVENT-SREDA. Публикуем главные тезисы для читателей Event LIVE.

В 1876 году Александр Белл впервые продемонстрировал международной публике свой телефон. Произошло это на Всемирной выставке в Филадельфии в павильоне США. Каждая страна стремилась показать себя как лидера в промышленности и инновациях.

Спустя почти 150 лет страны больше не возят на ЭКСПО станки и оборудование, ведь большинство прорывных решений создаётся международными командами. Однако и сейчас Всемирная выставка остаётся главной ярмаркой тщеславия и витриной лучших достижений. Теперь этой цели служат мультимедийные решения и строительно-декоративные элементы. А так как набор этих средств у всех приблизительно одинаковый, наступило время гонки идей.

Человек выносит из павильона лишь то, что смог считать своими органами чувств. Как впечатлить посетителя? Как запасть ему в душу и остаться в памяти – не на день, а на месяцы или даже годы?

Мы с командой побывали в каждом павильоне ЭКСПО-2020, чтобы найти ответ на этот вопрос.

Ирина Кирюхина, директор по развитию бюро музейной сценографии «Метаформа».

Нарратив

Нарративное проектирование – это создание пространств, которые говорят с посетителями, передают им читаемую повествовательную линию. Не стоит недооценивать значимость идеи. На ЭКСПО-2020 был целый ряд павильонов, которые мало отличались друг от друга. Никакие бюджеты не смогли помочь им выделиться на фоне других стран. Но некоторым нарратив позволил донести до посетителей понятную идею, своё видение будущего.

Так, павильон России был посвящён безграничным возможностям человеческого мозга и важности коммуникации. Этот нарратив считывался с легкостью. Инсталляции демонстрировали связь между достижениями российских ученых прошлого и сегодняшним днем, говорили о связях между людьми, которые так же важны для существования человечества, как нейронные связи важны для работы мозга.

Павильон Германии также обладал чётким нарративом. Экспозиция была наполнена инновациями, которые создают немецкие студенты, и посвящена тому вкладу, который каждый может сделать в будущее. Этот посыл передавался самыми разными способами. Например, всем посетителям давали именную табличку, чтобы подчеркнуть индивидуальность посетителей и роль личности. В конце экспозиции находилась яркая впечатляющая инсталляция, в работе которой принимали участие все посетители павильона.

Отлично помогают передать нарратив драматургические приёмы. Такой подход был использован в наполнении павильона Мобильности («Алиф»). Единый сюжет, его развитие, связующее звено в виде персонажа, за которым следует посетитель, – все это очень сладкая история, которую хочется узнать до конца, и которую легче запомнить.

WOW-инсталляция

Все самые впечатляющие инсталляции на ЭКСПО-2020 можно было разделить на две категории:

  • Гигантомания

Хочешь впечатлить посетителя, покажи ему что-то огромное. Гигантские человеческие фигуры, бесконечные светодиодные экраны, водопады высотой в четырёхэтажный дом – такие приёмы были использованы в Павильонах Мобильности и DP World Flow, павильонах Саудовской Аравии и Новой Зеландии.

  • Радость открытия

Инсталляции, которые вовлекают во взаимодействие, безусловно, вызывают положительный отклик у посетителей. К сожалению, на этой Всемирной выставке было мало инсталляций для индивидуальных взаимодействий. Отчасти причина этого в том, что мир всё еще борется с пандемией Covid-19, отчасти из-за огромного числа посетителей.

Ставку на вовлечение сделали в павильонах Германии, Нидерландов, Люксембурга и Павильоне Устойчивого развития.

Они превратили знакомство с элементами своей экспозиции в игру, позволив посетителям побыть детьми – скатиться с горки, прыгнуть в бассейн с шариками.

Некоторые павильоны запомнились благодаря своим впечатляющим визуальным решениям, но не смогли донести до посетителей понятную идею. Например, не удалось считать нарратив в павильоне Бахрейна, хотя визуально он был одним из самых необычных. Возможно, всему виной стала разница культур.

Идентичность

Были на выставке павильоны, которые запоминались даже несмотря на скромный бюджет, потраченный на создание. Таким стал павильон Сирии, экспозиция которого была посвящена совместным усилиям для создания лучшего будущего. К оформлению павильона привлекли сирийских художников, проживающих в разных уголках мира. Выставка их работ производила сильное впечатление.

Игра контрастов

Контраст – мощнейшее средство отстройки от конкурентов. В отличие от других павильонов, знакомивших с новейшими технологиями, некоторые страны создали минималистичные природные пространства с возможностью получить чувственный опыт.

Так, в павильоне Швейцарии была комната, заполненная туманом, и это было очень кстати, учитывая температуру снаружи. Посетителям предлагалось пройти по маршруту, имитировавшему тропинку в горах. Всё это создавало контраст с окружавшей павильон знойной пустыней.

Швейцария говорила с посетителями об устойчивом развитии, связи между природой и технологиями.

Павильон Швеции буквально находился в лесу. Здесь рассказывали об умных городах, инновациях в сфере медико-биологических наук и биоциркулярной экономике. После ультратехнологичных наполненных экранами павильонов других стран, возможность прикоснуться к натуральным материалам и живым растениям создавала очень яркое впечатление.

Принцип Анны Карениной: кто преуспел, и кто не сумел

Сегодня проектирование экспозиций – это работа большого количества специалистов. Используется огромное количество инструментов – storytelling, иммерсивность, драматургия, графический дизайн, архитектура, свет, звук, приёмы арт-терапии, кино, театра, edutainment, visual art и многое-многое другое. В таких сложных кроссдициплинарных сферах деятельности работает принцип Анны Карениной: успех проекта возможен только при одновременном наличии целого ряда факторов. Следовательно, отсутствие хотя бы одного из них обрекает все предприятие на неудачу. Испортить впечатление могут даже мелкие недочеты.

Например, впечатлял павильон Австрии, навевавший ассоциации с древним миром или локациями из фильма «Пятый элемент». Поражала архитектура, которая должна была саморазрушиться в будущем. Однако экскурсия для посетителей была скучной, неожиданно обрывалась без какого-то логического завершения.

Павильон Италии был ярким, в экспозиции использовали много разнообразных декораций. Сочетались ли они между собой?

Это спорный вопрос. Складывалось ощущение, что при проектировании работала большая творческая группа без куратора.

Павильон ОАЭ стал одним из лучших, судя по отзывам посетителей, однако впечатление сильно портилось из-за непродуманной логистики: ожидание в заторах на полпути через экспозицию было мучительно долгим.

Но были и те страны, в павильонах которых все факторы сложились, и нарратив считывался без проблем.

Итак, наш ТОП 10 павильонов ЭКСПО-2020 с точки зрения нарративного проектирования:

  • Россия. Нарратив – безграничные возможности науки и человеческого мозга
  • Германия: 100 тысяч идей, изобретательство, сила студенческих разработок,
  • Нидерланды: технологии зеленой экономики
  • Марокко: наследование традициям
  • Венгрия: целебный ресурс воды
  • Испания: сохранить запахи
  • Швейцария: опыт уникальных природных условий
  • Новая Зеландия: забота об общей Реке – забота о человечестве.
  • Саудовская Аравия: амбиции и глобальные проекты
  • Эстония: смарт-экономика
  • Швеция: сохраним лес.
  • Сирия: мы сможем вместе

По материалам Event-SREDA. Фото: Бюро музейной сценографии «Метаформа». Превью: павильон Эстонии, павильон России. Любые рекомендации, предоставленные и опубликованные на портале Event LIVE, являются выражением частного мнения данных специалистов. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.

 

Ссылка на источник.

Корпоративный музей: зачем брендам создавать социокультурное пространство

Корпоративные музеи могут не просто фиксировать путь компании, но и…

Как музеи способствуют развитию российских регионов

Они способны принести пользу экономике, создавая точки притяжения для местного…

Корпоративный музей: зачем брендам создавать социокультурное пространство

Корпоративные музеи могут не просто фиксировать путь компании, но и…

Как музеи способствуют развитию российских регионов

Они способны принести пользу экономике, создавая точки притяжения для местного…

ТОП-10 павильонов ЭКСПО-2020.
Как впечатлить посетителя выставки

Всемирная выставка в Дубае – главный источник вдохновения для специалистов событийной индустрии

Празднование 100-летия музея-усадьбы «Ясная Поляна».
Тульская область, 10 июня

Главным событием станет открытие выставки «Первый век в музейной эре»

Народный музей в Коккорево войдет в комплекс областных музеев, посвященных Дороге жизни

В комплекс областных музеев, посвященных Дороге жизни, войдет Народный музей (Коккорево)

Сюжеты жизни в предметах.
Цикл выставок в Гатчине, посвященных личности Павла I

Статья рассказывает о цикле выставок, проведённом в Музее-заповеднике «Гатчина»

Нарратив и междисциплинарность:
интервью с творческим директором Викторией Тарасовой

Виктория Тарасова о философии бюро, своем пути в профессию и текущих проектах.

Игры с историей. Каким должен быть современный спортивный музей

Творческий директор Виктория Тарасова рассказала о том, каким должен быть спортивный музей

Мультимедийный интерпарк «Книжные истории»: обновление библиотеки Санкт-Петербурга

6 октября 2021 года открылась обновленная экспозиция в Библиотеке им. Н. К. Крупской.

В Коноше на вокзале открылась инсталляция, посвящённая Савве Мамонтову

Презентация инсталляции «Савва Мамонтов и крестьяне, строители железной дороги»

Местное самоуправление сквозь эпохи: открылся первый в России Музей земства

10 сентября 2021 года в Крапивне открылся Музей земства

    Заявка на разработку проекта Давайте вместе сделаем ещё один замечательный проект!