Тотальные инсталляции Ильи Кабакова

27 мая 2023 года не стало одного из самых известных и значимых советских художников — Ильи Кабакова. Философ Борис Гройс в статье к ретроспективной выставке художника, писал:
«Все инсталляции Кабаков поднимают вопрос, к которому художник возвращается снова и снова с почти маниакальной настойчивостью: «Что остаётся?» Что остаётся после смерти человека, художника, той или иной цивилизации…»

Тотальная инсталляция, «кабаковский зелёный», концептуальные альбомы — лишь малая часть того, что остаётся нам после смерти Кабаков. А ещё темы мусора, мух, ангела, шкафа, мистификации и работы для детгиза. Но важным, ключевым в творчестве художника для нас, как музейных проектировщиков, конечно, является созданный Кабаковым жанр тотальной инсталляции. Поэтому предлагаем вспомнить, а, может быть, и узнать про некоторые из сотен инсталляций, созданных Ильей Кабаковым  в соавторстве с женой Эмилией.

Тотальная инсталляция — целостное произведение, сам Кабаков описал его так: инсталляция, построенная на включении зрителя внутрь себя, рассчитанная на его реакцию внутри закрытого, без “окон”, пространства, часто состоящего из нескольких помещений. Основное, решающее значение при этом имеет ее атмосфера, аура, возникающая из-за покраски стен, освещенности, конфигурации комнат и т.д., при этом многочисленные, «обычные» участники инсталляции — объекты, рисунки, картины, тексты — становятся рядовыми компонентами всего целого». Инсталляция решает проблему того, что в картину, «висящую доской на стене, фальшивой дверью», нельзя войти.

Множество публикаций определяют тотальную инсталляцию как самостоятельный жанр, однако сам художник писал, что говорить о появлении именно жанра можно было бы только в том случае, если бы инсталляции удавалось консервировать — сохранять свет, атмосферу, а пока музеи не дают инсталляции постоянного места, их современность исчезает с приходом новой современности.

Кабаков считал, что художник может или отражать жизнь или, действуя в традиции метафорического мышления, придумывать какой-то другой мир, расширяя всё до огромного набора вопросов, которые не имеют ответов. Поэтому, пишет он, «ни об одной инсталляции нельзя сказать, о чём она. множество интерпретаций — её обязательное свойство. Работа становится хорошей только тогда, когда в ней есть неразрешимые противоречия».

Человек, улетевший в космос из своей комнаты | 1985

Эту инсталляцию Илья и Эмилия выделяли в качестве «заглавной», она была одной из первых тотальных инсталляций Кабакова. Зритель не может попасть в комнату, он смотрит сквозь щели и видит лишь по частям то, что там происходит. К инсталляции автор написал текст, в которых описал происходящее, а также приложил «рассказы соседей» — очевидцев произошедшего, раскрывающих зрителю историю героя, который «был обуреваем мечтой о полёте в космос в одиночку, и эту мечту — свой «великий проект» — он, по всей вероятности, осуществил». Работа пронизана стремлением «спастись от бытия, от скуки, от жестокости людей вокруг. Улететь прочь».

 

Лабиринт. Альбом моей матери | 1990

Когда матери Ильи было 83 года, она по просьбе сына написала свою биографию. Она и легла в основу инсталляции Кабакова, которую британская галерея Tate Modern приобрела в 2002 году. В воспоминания, развешанных на 76-ти коллажах по стенам тускло освещённого коридора коммуналки, свернувшегося в лабиринт, не просматривается уникальная история, но раскрывается «трагическая судьба миллионов советских женщин, которые вели мучительную борьбу за вышивание с первого до последнего своего дня».

Пустой музей | 1993

Зал музея, но на стенах нет картин — только световые пятна, в пространстве звучит музыка. А далее — кто-то из зрителей находится в медитативном наблюдении пустоты, слушает музыку. Кто-то садится на скамью и погружается в свои мысли и воспоминания, «проецирует на стены свой собственный воображаемый музей». Инсталляция выявляет проблему природы нашего восприятия.

Человек, который никогда ничего не выбрасывал | 1988

В 2018 году, на выставке в Третьяковке Эмилия Кабакова поделилась историей, которую мы не можем не привести здесь в качестве описания инсталляции:
Однажды в Санкт-Петербурге ко мне подошла женщина и сказала: «Вот художники выставляют мусор, а потом придут иностранцы и скажут: русские живут в мусорной куче». Меня это задело, и я решила объяснить ей смысл работы: «Почему же вы думаете, что это мусор? Это воспоминания о его жизни. Своеобразный музей памяти. Каждая ниточка — это история, сохранившаяся в наборе незначительных, но ценных для него предметов: спичечный коробок, пуговица от пиджака, записка от любимой». Женщина задумалась: «У меня дома хранится столько ненужных вещей, дочка всё хочет их выкинуть, а для меня они все памятные, важные» — и отправилась читать текст к инсталляции, на который прежде не обратила внимания.

В будущее возьмут не всех | 2001

Одна из самых известных инсталляций, название которой родилось из одноимённого эссе художника, напечатанного самиздатовским журналом «А-Я» ещё в 1983 году, а позже дало название выставочному проекту, прошедшему в 2018 году в Третьяковке, Эрмитаже и галерее Тейт. В нём художник через аллегорию отбора пионеров, удостоенных поездки в пионерлагерь, обратился к проблеме непризнанности художников, писателей, композиторов — судьбу тех, кто не остался в истории искусств и был забыт по той или иной причине. Созданная инсталляция представляет собой уходящий поезд, безжалостно оставляющий отвергнутые произведения на перроне истории.

    Заявка на разработку проекта Давайте вместе сделаем ещё один замечательный проект!