Фирменный стиль: как сделать музей узнаваемым

Многие музея сегодня проходят этап ребрендинга или разработки фирменного стиля «с нуля», создавая или усиливая свою идентичность в конкурентном поле культурного досуга. Особенно актуальным данный вопрос является для вновь создаваемых музеев и экспозиций. В статье мы постараемся ответить на некоторые основные вопросы, связанные с разработкой фирменного стиля для музеев.

Чем отличается разработка фирменного стиля для коммерческой организации от разработки фирменного стиля музея?

Этот вопрос мы задали Александру Лашкову, арт-директору Бюро музейной сценографии «Метаформа», автору ряда проектов, связанных с визуальной идентичностью российских музеев

«Разработка фирменного стиля для музеев имеет свои особенности. С точки зрения содержания каждый музей уникален, не имеет альтернатив. Это сильное отличие от коммерческого мира, где компании могут иметь тысячи клонов и будут пытаться выделиться среди себе подобных с помощью более яркой или запоминающейся визуальной составляющей. Поэтому, какой бы ни был у музея логотип, он как правило всегда немного на втором плане, не в фокусе внимания.
Довольно часто небольшие музеи в принципе не ставят задачу разработки фирменного стиля, так как для них гораздо важнее содержание экспозиции. Но дело в том, что потенциальные посетители не сразу видят, что там, в музее, зато сразу считывают внешний вид коммуникаций и человек гораздо охотнее пойдет в место с приятной айдентикой, но возможно с скучным содержанием, чем посетит непримечательный музей с возможно гораздо более интересной экспозицией, но игнорирующий айдентику и внешние коммуникации.
Более серьёзно к своей визуальной идентичности относятся в основном крупные музеи, для которых важно поддерживать свой имидж, в том числе и на международной арене. В этом плане крупные музеи больше похожи на коммерческие организации.»

Из чего состоит фирменный стиль музея?

Фирменные стили музеев могут быть очень разными, но их состав как правило содержит определённый набор разделов:

  • легко читаемый лаконичный логотип
  • ёмкий слоган
  • продуманная графика (билеты, афиши, экспликации, этикетки, графика в экспозиции)
  • сувенирная продукция (блокноты, ручки, календари, открытки)
  • фирменные материалы делопроизводства и внешняя атрибутика (сайт, соцсети, бланки, визитки, бейджи, форма, гардеробные номерки)
  • навигация (вывески, таблички, указатели)
  • запоминающаяся реклама на городских улицах, в медиа и промо-материалах
  • интерфейсы цифрового контента (мобильные приложения, информационно-справочные системы, электронные викторины, заставки вебинаров)

Музеи сегодня используют самые современные дизайнерские тренды, предпочитая быть в авангарде графического дизайна.

Филадельфийский художественный музей
Третьяковская галерея
Московский планетарий

Как музею подойти к разработке фирменного стиля или обновлению уже существующего?

Работающие с музеями студии советуют перед разработкой своего фирменного стиля выполнить ряд пунктов:

  • Сформулировать чёткую цель. Какой результат должен быть достигнут? Какая тональность должна быть в общении с посетителями?
  • Составить поэтапный план разработки и внедрения стиля, предусмотрев этапы и сроки
  • Иметь чёткое понимание бюджета на разработку и реализацию проекта. Разработка сайта, полиграфии и рекламных конструкций предполагает серьезные затраты.
  • Собрать максимальное количество идей и информации внутри организации о специфике музея.

Джим Ричардсон, основатель студии MuseumNext, более 20-ти лет работающий с музейными проектами, советует при разработке стиля делать ставку на его уникальность. Чем уникальнее, тем лучше.

Джим Ричардсон сходится во мнении с другими экспертами в том, что логотип – это основная часть брендинга, но еще не весь фирменный стиль. Логотип должен быть понятным, запоминающимся и легко узнаваемым. Однако, он не существует в вакууме. Фирменный стиль предполагает разработку правил использования всех элементов, цветовой палитры, элементов идентификации, шаблонов верстки, вариантов подачи фотографий и других элементов коммуникаций бренда. Все это будет собрано в гайдлайн – документ правил и шаблонов к которому прилагается графические файлы для использования дизайнерами.

Какие тенденции в создании фирменного стиля для музея существуют сегодня?

Александр Лашков считает, что визуальная коммуникация становится более прямолинейной, динамичной, быстро считываемой. Музеи всё больше исходят из установки о том, что культурное наследие должно быть доступно и, главное, привлекательно для всех категорий посетителей, включая туристов, а не только для узкого круга профессионалов. Следует помнить, что посетитель вне музея постоянно пребывает в мире визуального шума. Поэтому чем «чище» язык визуальной коммуникации, тем лучше будет восприниматься нужная информация и нарративы.

Выдержка из гайдлайнов, разработанных Бюро "Метаформа"

Как выбрать исполнителя?

Джим Ричардсон советует по возможности избегать проведение тендеров, когда задание дается нескольким исполнителям, а после заказчик выбирает из полученных вариантов и продолжает работу с одним из них. Эксперт считает, что лучше внимательно изучить портфолио агентства с подобными крупномасштабными проектами, узнать о методах работы, если нужно, навести дополнительные справки.

Разработка брендинга музея – это сложный процесс, предполагающий взаимное глубокое участие, которое просто невозможно организовать в рамках тестового задания.

Фирменный стиль музея разработан. Что дальше?

Важно определиться с этапами внедрения готового стиля в жизнь, учитывая возможности бюджета. При использовании фирменного стиля необходимо придерживаться его единства, неукоснительно соблюдая все правила, описанные гайдлайном.

Только в этом случаем фирменный стиль музея станет узнаваемым и будет успешно работать на репутацию музея.

Авторы: Диана Юревич, Ирина Кирюхина

    Заявка на разработку проекта Давайте вместе сделаем ещё один замечательный проект!