Принцип внимания № 2: Мотивация устойчивого внимания

Третья часть серии материалов по статье Стивена Битгуда «Средовая психология в музеях, зоопарках и других выставочных центрах», в которой обобщаются знания о реакциях и поведении посетителей на выставках. Узнать больше о деятельности профессора психологии С. Битгуда можно в статье «Три основополагающих принципа внимания посетителей музеев» (по С.Битгуду)

Полное название статьи: Bitgood S. (2002), “Environmental psychology in museum, zoos, and other exhibition centers”, in Bechtel R., Churchman A., Handbook of Environmental Psychology, John Wiley and Sons, New York

Представляем адаптированный перевод части статьи, посвящённой выставочным пространствам.

Принцип внимания № 2: Мотивация сосредоточенного (устойчивого) внимания

Второй принцип внимания, важный для специфики выставочной среды, заключается в том, что устойчивое внимание требует мотивации. Побудить посетителей сосредоточиться на этикетках и экспонатах — одна из самых сложных задач в проектировании экспозиций. Рэнд (здесь и дальше С. Битгуд имеет в виду примеры из публикации Джуди Рэнд 1985 года Fish stories that hook readers: Interpretive graphics at the Monterey Bay Aquarium. — Прим. пер.) предложила несколько интересных идей того, как «зацепить» читателей с помощью языка. Другой автор, Screven (1992) выявил переменные, влияющие на мотивированность посетителей читать этикетки.

С. Битгуд сформулировал три основных фактора, побуждающих посетителей сконцентрировать своё внимание на экспонатах:

  • Минимизация усилий по получению и восприятию информации;
  • Усиление когнитивно-эмоционального возбуждения (вызвать интерес к предмету, если его ещё нет);
  • Уменьшение числа отвлекающих факторов.

1. Минимизация усилия восприятия

С точки зрения процессов внимания, умственное усилие может влиять на две вещи:

  • Снижать мотивацию к участию;
  • Истощать ресурс внимания.

Сокращение умственных усилий высвобождает больше когнитивных ресурсов для активного восприятия экспозиции. Предположительно, это повышает мотивацию к концентрации.

Поскольку большая часть усилий является ментальной и включает в себя понимание поясняющих текстов, следующие принципы касаются в первую очередь дизайна этикетажа.

1.1. Количество слов в абзаце этикетки

Bitgood и Patterson (1993) показали, что разбиение длинного текста на три маленьких приводит к увеличению прочтений.

1.2. Близость этикетки к объекту

Наименьшее количество усилий на чтение этикетки затрачивается в том случае, когда посетитель может посмотреть на выставочный объект и одновременно прочитать этикетку. Таким образом, размещение этикетки на ограждении перед наблюдаемым объектом более эффективно, чем сбоку от экспоната или вдали от него (e. g., Bitgood, Benefield, & Patterson, 1989). Похоже, что для «утопленных» экспонатов размещение этикетажа в их непосредственной близости критически важно (Bitgood, Campbell, Desmidt, Gunnip, Hawerott, & Johanessen, 1992).

Существует общепринятый подход к текстовому сопровождению (особенно в музеях естествознания, натуралистических музеях, зоопарках), при котором поясняющий этикетаж размещают отдельно от экспонатов. Предполагается, что опыт погружения будет скомпрометирован присутствием текста, который выглядит неестественно в представленных сценах. Вместо этого этикетки часто размещаются в центральной части выставки. Оценки таких экспозиций показывают ошибочность подобной стратегии в том случае, если перед авторами стоит цель мотивировать посетителей читать текстовые пояснения.

1.3. Простота когнитивной обработки

Посетители чаще читают этикетки, если информация в них организована таким образом, чтобы минимизировать усилия восприятия. Один из способов это сделать — создать список элементов, а не перечислять их в формате абзаца. Другой способ уменьшить когнитивную обработку — представить фрагменты текста в виде диаграммы / иллюстрации / графика. Опыт показал, что разбиение длинного текста этикетки на три меньших фрагмента также приводит к увеличению её чтения.

1.4. Контрастность формы и фона

Мало того что легче привлечь внимание контрастной формой, к тому же читать текст проще, когда буквы и фон имеют высокую контрастность.

1.5. Сенсорная перегрузка (плотность этикеток / объектов)

Чем больше представлено этикеток, тем меньше внимания может получить каждая из них.

Хотя это правило и относится к области внимания, оно также работает и в отношении когнитивного усилия: переизбыток текста любой формы (количество слов на этикетке или количество самих этикеток) может восприниматься как слишком большая умственная работа.

2. Усиление когнитивно-эмоционального возбуждения

Как показывает практика, одна из наиболее сложных задач при создании выставки — это вызвать интерес у посетителя и/или заставить его задуматься. Если в этой области были предприняты усилия, посетители обычно становятся более внимательными, охотнее читают и размышляют о содержании выставки. Таким образом, усиление когнитивно-эмоционального возбуждения мотивирует умственную сосредоточенность на поясняющих объектах. Провоцирование интереса также может быть способом возобновления ресурсов внимания (см. Принцип № 3, ресурс внимания).

Ниже приводятся краткие описания и примеры использования некоторых техник, стимулирующих когнитивно-эмоциональное возбуждение.

2.1. Задавать вопросы, а не просто рассказывать факты

Например: «Какие челюсти могут раздавить краба?» (Здесь и дальше С. Битгуд приводит примеры из публикации J.Rand 1985 года Fish stories that hook readers: Interpretive graphics at the Monterey Bay Aquarium).

Несколько исследований показали, что вопросы на этикетках эффективно стимулируют их чтение (Hirshi & Screven, 1988; Litwak, 1996). Содержание вопроса имеет критическое значение.

Принцип внимания № 2: Мотивация устойчивого внимания

2.2. Противопоставить и исправить ошибочные представления

Если в ходе исследования аудитории на этапе планирования выставки (предварительное исследование) было выявлено ошибочное представление о предмете, прямое противопоставление заблуждению может вызвать больший интерес. Д. Рэнд приводит пример: «На первый взгляд грязь кажется пустой и безжизненной, но на самом деле жизнь в ней так и кишит».

2.3. Стиль письма

Следующие стилистические приёмы повышают привлекательность поясняющих текстов:

  • Приводить аналогии.
  • Объяснять вещи понятным читателю языком.
  • Использовать разговорный язык — доступный, знакомый, часто с юмором, но не уходить в крайности фривольности или формализма.
  • Обращаться непосредственно к читателю.

2.4. Определить контент с высоким уровнем интереса

Опрос на этапе планирования часто позволяет выявить информацию, которая представляет интерес для посетителей (и не всегда совпадает с видением сотрудников музея).

2.5. Мысленные образы

Могут способствовать ощущению погружения, побуждая посетителя представлять себя в определённых ситуации, времени и месте. Screven (1992) описал это как «побуждение посетителей фантазировать или проецировать себя на выставочную ситуацию».

2.6. Раздаточные материалы

Robinson (1928) использовал раздаточный материал, дающий более подробное описание избранных картин, чем на этикетках.

Те, кто использовал этот раздаточный материал, продемонстрировали снижение «музейной усталости» (то есть увеличение общего количества времени в музее и внимания к художественным работам). Другие исследователи пришли к похожим результатам (Bitgood & Davis, 1991).

2.7. Наличие трёхмерных объектов

Двумерный этикетаж сам по себе привлекает меньше внимания, чем этикетки, связанные с трёхмерными объектами (e. g., Peart, 1984).

2.8. Формат этикетки

Они могут быть различными:

  • Графическая панель с текстовыми блоками;
  • Откидные этикетки (hands-on flips), которые можно поднять, чтобы посмотреть ответ на вопрос или дополнительную информацию;

Откидные этикетки показали свою эффективность в исследовании Arndt, Screven, Benusa, и Bishop (1993), которое проводилось в зоопарке у вольера со львами. Было обнаружено увеличение процента посетителей, которые уделили внимание этим этикеткам. Если они хорошо продуманы, то способны вызвать сильное любопытство у посетителей.

  • Аудиоэтикетки, которые активируются либо автоматически, либо посетителем.
Принцип внимания № 2: Мотивация устойчивого внимания
Принцип внимания № 2: Мотивация устойчивого внимания
Принцип внимания № 2: Мотивация устойчивого внимания

2.9. Инструкции к действию

Что-то найти или сделать.

Если посетители уже изначально интересуются представленными экспонатами, то они обычно с энтузиазмом относятся к предложению что-то найти или сделать.

2.10. Пояснения к голосовым сообщениям

Bitgood, Cleghorn, Cota, Crawford, Patterson, и Danemeyer (1996) зафиксировали резкое увеличение внимания к экспонатам и общего времени, проведённого посетителями в музее, когда на больших фотопанелях появились подписи к голосовым сообщениям.

Тексты проясняли и то, что говорилось, и чьи голоса звучали.

2.11. Социальное взаимодействие

Полезно, когда при создании выставки учитывается также социальный аспект передачи информации. Дизайн должен мотивировать посетителей делиться информацией и идеями. Родители часто читают этикетки детям, а один взрослый нередко читает группе других взрослых. Сопроводительные тексты могут способствовать социальному взаимодействию, если они интересны, сложны, побуждают родителей задавать вопросы своим детям и т. д.

3. Уменьшение числа отвлекающих факторов

Сенсорные помехи, такие как звуки за пределами содержательной области, могут отвлекать внимание от чтения сопроводительных текстов. В одном из исследований чтения этикеток в зоопарке Битгуд с коллегами заметили, что каждый раз, когда поезд зоопарка свистел, посетители отрывались от чтения и, не закончив его, переходили к следующему экспонату. Такое поведение наблюдалось практически у каждого посетителя!

  • Звуки. Звуки всех типов могут отвлекать посетителей от чтения. Например, звук, исходящий от другого экспоната, является распространённой помехой в музеях, зоопарках и научных центрах.
  • Конкуренция экспонатов. Часто два экспоната одной выставки конкурируют друг с другом за внимание. Конкуренция может быть также между экспонатом и этикеткой, двумя этикетками и т. д.
  • Новизна обстановки. В исследовании школьных групп John Falk и его коллегами (e. g., Balling & Falk, 1982; Falk & Balling, 1980; 1982) было выявлено, что новая обстановка отвлекает учащихся от запланированного просмотра экспозиции. В той или иной степени это может относиться ко всем посетителям. Например, они могут быть обеспокоены тем, куда идти дальше. Хорошая ориентировочная система (путеводители, указатели и т. д.) сведёт к минимуму отвлекающую тревожность незнакомой обстановки.

Мы рассмотрели второй принцип внимания по С.Битгуду в адаптированном переводе его статьи «Средовая психология в музеях, зоопарках и других выставочных центрах».

Два других принципа:

1. Избирательность внимания

3. Ограниченность ресурса внимания

Текст: Екатерина Волкова

Редактор: Ирина Кирюхина

Иллюстрации и анимация: Екатерина Растеряева

    Заявка на разработку проекта Давайте вместе сделаем ещё один замечательный проект!