Звук в музее: как музею задействовать слух посетителя?

Естествоиспытатель Лоренц Окен говорил, что глаза вводят человека «в мир», а уши — мир в человека. Звук, безусловно, обладает силой, в его воле погрузить нас в печаль или в радость, воодушевить, напомнить об ушедшем.

Кроме того, это один из инструментов сценографии, который может стать как дополнением к экспозиционным решениям, так и полноправным элементом сценографии проекта. Использоваться как атмосферный музыкальный фон, лишь немного «подсвечивающий» элементы экспозиции, или как полноценный нарративный элемент — уникальный аудиоспектакль, например.

Музей и звуки. Что первое приходит в голову? Фоновая музыка как в торговом центре? Если да, то вот подборка по работе с аудиоформатом в музее. Если их разнообразием вас не удивить, предлагаем присоединиться к обмену «звучащими» музейными проектами в комментариях.

Плейлисты

Плейлисты — формат, к которому прибегают кураторы музеев разной величины. Выстраивая для создателя технологические рамки, формат всё же предполагает большой диапазон вариантов взаимодействия с посетителем. Плейлист можно «спустить сверху», собрать его могут как сами сотрудники музея, так и приглашенные художники, музыканты, инфлюенсеры, а можно внести элемент партиципаторности и пригласить посетителей поучаствовать в создании плейлиста для музейного маршрута, экспозиции, проекта или музея в целом.

Кураторы Лувра Абу-Даби создали серию из 7 плейлистов, которые могут сопровождать зрителей по коллекции музея, рассказывая о работах, стилях на универсальном языке музыки.

Их коллеги из Тейт пошли чуть дальше и для составления плейлистов к одной из выставок, пригласили художников, чтобы те собрали композиции, повлиявшие на их творчество. Такой подход стал удачной альтернативой стандартным и приевшимся многим аудиогидам. Плейлисты размещены в Spotify, поэтому прослушать их у нас не получится.

 

Звуки внутри экспозиции

Про имплементацию звука в экспозицию можно говорить долго — разбор инструментов, примеров инсталляционных решений заслуживают отдельных публикаций. Всё зависит от цели, от имеющегося «материала».

Возможно, вы хотите, чтобы посетитель услышал что-то важное, без чего экспозиция не будет раскрыта в полном объёме. Вы вводите, например, инсталляцию с голосом известного человека, звучание исчезнувших наречий, языков, звуки физических явлений, техники, музыкальные отрывки. А может быть, куратору хочется погрузить человека в атмосферу, например, старинного города — и вы продумываете, как звучала «улица». Вот гремит повозка, тут сплетничают «бабы», тут торговец кричит, фыркает лошадь. Или включить ненавязчивое, но проникающее прямо в душу музыкальное произведение, созданное под конкретную экспозицию.

Например, в павильоне Швейцарии «Grenzen (er)leben» на EXPO’02 кураторы продумали 7 аудиодрам об «особых темах» страны, которые, занимая её общество, не вписывались в шаблонные, открыточные представления внешнего мира. Или музей «In Flanders Fields», для которого была создана специальная композиция, помогающая ярче почувствовать шрамы оставленные на теле общества Первой Мировой войной. А один из наших проектов — визит-центр Музей-усадьбы «Ясная Поляна» в Туле, включает как инсталляцию с записью голоса Льва Толстого, так и направленную акустику — проходя в определённой зоне музея, посетитель слышит звуковой ландшафт города XIX века.

Вдохновляя профессионалов

Синестет ли вы? Иногда музыка к отдельным произведениям и выставкам в целом появляется не по воле куратора, художника, составляя осмысленное комплексное впечатление от экспозиции, а рождается душе зрителя. Так, серия фресок Вальтера Андерсона вдохновила номинированного на «Грэмми» Лютера Дикинсона на создание музыкальной композиции, а рисунки Квентина Блейка из британского Музея Боуза послужили источником вдохновения для композитора Найджела Хесса, который написал произведение для музея.

Проекты и программы

В Еврейском музее Манчестера функционирует «музыкальная группа» для посетителей — любой желающий вне зависимости от способностей может поучаствовать в творческом процессе создания музыкальных произведений, вдохновлённых экспонатами музея.

Бристольский музей пригласил посетителей помочь создать «Звуковой ландшафт прошлого», приняв участие в одноимённом проекте. Посетители выбирали свой зал или экспонат и пытались передать свои ощущения через музыку.

Социально значимый проект создали в лондонской больнице, пациенты которой вместе со звуко-режиссёром создавали музыкальную интерпретацию серии плакатов Kew Gardens из Лондонского музея транспорта, соединяя записи звуков из садов с музыкой 1920-х годов.

Нематериальное наследие — звуки, запахи и световые состояния пермских заводов вдохновили Катю Бочавар на создание выставки «ЗАПАХИ. ЗВУКИ. ЗАВОДЫ», которая состоялась в Перми в 2017 году. Произведения создавались на основе эмпирических переживаний художников, а также через фиксацию приборами точных сведений во время посещения рабочих помещений заводов.

 

    Заявка на разработку проекта Давайте вместе сделаем ещё один замечательный проект!