Арт-психотерапия в музеяx

Арт-психотерапия в музеяx

Музеи дают новую информацию и эмоции, и способствуют улучшению психологического состояния человека.

Предлагаем вашему вниманию перевод статьи британского журнала «INDEPENDENT» под названием «Арт-психотерапия: как музеи помогают людям улучшать ментальное здоровье» (Art psychotherapy: How museums are helping people explore their mental health).

Перевод выполнила Ольга Чобан. / For English version — follow the link.

Арт-психотерапия в музеяx

Арт-психотерапия позволяет пациентам подключаться к художественному творчеству и вдохновляет на творчество, утверждает Элисон Коулс – лектор арт-психотерапии в Университете Южного Уэльса. Эта статья первоначально появилась на сайте The Conversation.

«Идея получения психотерапии в музее может показаться необычной. Тем не менее, арт-психотерапевты всё чаще обращаются к богатым ресурсам музеев и галерей для помощи в их клинической работе.»

Арт-терапия заключается в том, что люди выражают свои чувства и переживания через искусство, а также (или вместо) через слова. Она может использоваться для помощи людям всех возрастов, которые живут с широким спектром эмоциональных или физических особенностей.

Арт-психотерапевты Национальной службы здравоохранения обычно работают в терапевтических кабинетах в больницах или амбулаторных центрах, но для нашего недавнего исследования мы хотели выяснить, как проведение арт-психотерапии в музее может быть полезным для группы людей со сложными проблемами психического здоровья.

Исследования показали, что люди «видят себя» в музейных предметах и что размышления о наших реакциях на предметы могут рассказать кое-что о нас самих. Например, предмет может вызывать сильные эмоции или символизировать какой-нибудь аспект нашего текущего или прошлого опыта. Поэтому мы хотели использовать музейные предметы, чтобы помочь нашим участникам развить лучшее самопознание. Насколько нам известно, это был первый случай, когда музейные предметы были использованы для данного вида арт-психотерапии для взрослых, которые обращаются за помощью в Национальную службу здравоохранения (НСЗ).

На основании результатов исследований в сфере творческого аспекта в системе медицинского обслуживания и арт-терапии мы предсказали, что музейная обстановка может помочь вдохновить на креативность большинство членов группы. Существуют также свидетельства того, что неклиническое пространство может помочь людям чувствовать себя более связанными между собой и с местными жителями и менее «отделенными» из-за проблем с психическим здоровьем.

Работая в фонде НСЗ «²gether», мы проводили свою программу для семи взрослых в возрасте 18–25 лет в двух музеях (Глостер) на протяжении 18 недель. Каждый сеанс длился 90 минут, начинался и заканчивался в частной учебной комнате в музеях.

Члены группы изучали музейные экспозиции, а затем создавали несколько произведений искусства с использованием различных материалов.
Вначале мы предложили некоторые задачи (например, поиск трёх предметов, представляющих их прошлое, настоящее и будущее), но по прошествии нескольких недель они все чаще находили предметы, с которыми они связаны. В конце каждой сессии в рамках группы предоставлялось время для словесных размышлений.

Обращаясь к членам группы после последней сессии и наблюдая за сессиями по мере их проведения, мы обнаружили, насколько эффективным может быть использование музейных предметов, особенно для процесса самопознания. Сьюзи (все имена были изменены) увидела свое желание «стереть прошлое и начать заново», отраженное на Викторианской дощечке для письма, нарисовала современное устройство для создания изображений и последующего их стирания.

Она также черпала вдохновение из модели поперечного сечения Земли, изображая из себя человека, состоящего из трех слоев, обозначив ее «что я показываю другим», «что видят близкие мне люди» и «то, что я чувствую о себе, вряд ли кто-нибудь знает».

Другой человек, который присутствовал на сессиях, Элли, была вдохновлена отреставрированным римским горшком. Она сделала коллаж, который выразил чувство, что она «соединяет кусочки своей жизни». Кэролайн, тем временем, создала график своей жизни (включая некоторые очень травмирующие события), сказав следующее: «Я бы не сделала этого, если бы не увидела график на выставке, но это было очень важно сделать – так же важно, как положить вещи на место, прежде чем двигаться дальше».

Хотя не все члены группы создавали творческие произведения во время сессий, они все еще находили терапевтическую ценность во встречах с предметами в музее. Таша, например, не всегда могла создавать произведения в группе, но все же сообщила, что «использование предметов для самоанализа было полезным».

Несколько членов группы сказали, что выставки поощряли игривость, а также вдохновляли их на творческую работу, и что это «означало, что группа раскрепостилась». Некоторые сказали, что они чувствовали себя менее зависимыми от проблем со своим психическим здоровьем, потому что занятия не проводились в помещениях НСЗ. Наши музейные сессии также поощряли независимость и помогали участникам чувствовать себя значимыми и связанными с миром за пределами психиатрических служб.

Как сказал один из участников:

«Вы чувствуете себя настоящим человеком, достигающим своих личных целей, а не просто пациентом, проходящим курс лечения… Вы бы и не подумали, что, вынимая предметы из музейных коробок, бродя и глядя на артефакты, вы почувствуете себя лучше или добьетесь прогресса в восстановлении здоровья, но вы будете удивлены».

Арт-терапия в музеях

Опираясь на эту работу, арт-психотерапевты из Доверительного фонда НСЗ «²gether» с тех пор организовали еще две музейные группы терапии для взрослых всех возрастов, и мы написали о нашем опыте работы в таких условиях. Мы стремимся продолжать «сгибать» нашу практику, выходя из привычных терапевтических пространств, и поощрять коллег-арт-психотерапевтов проводить исследования, как данный богатый терапевтический ресурс может помочь и другим людям.»

    Заявка на разработку проекта Давайте вместе сделаем ещё один замечательный проект!