Особенности управления в креативном секторе: творческий продукт и креативная команда

Из песни слов не выкинешь, а из лекций наших спикеров тем более!

20 июня 2022 года на базе СПбГИК | Санкт-Петербургского государственногоинститута культуры стартовала первая Летняя школа креативных индустрий. Творческий директор Бюро Виктория Тарасова выступила в лекционной программе с двумя докладами, основным мыслями из которых мы хотим поделиться с вами.

Первая лекция была посвящена специфике творческого продукта. Виктория рассказала об этом на примере проектов Бюро, музейной сценографии. Многие, представляя креативные профессии, думают о чём-то фантазийном — вдохновении, свободном творчестве. Однако это лишь часть правды, на самом деле 70% задач требуют способностей управлять потоком креатива — системного подхода и чётко выстроенного логического каркаса.

Во втором докладе внимание было уделено творческим командам — Виктория, опираясь на многолетний опыт управления в креативном секторе, поделилась своими мыслями о построении коммуникации, о том, можно ли «воспитать» идеального сотрудника или его нужно искать как клад.

Специфика творческого продукта:

Креативно или нет?

Представление о том, что такое творческий продукт, зачастую мифологизировано. Большинству людей, которые приходят в креативный сектор кажется, что достаточно просто классно нафантазировать. Это не так. Если пытаться давать оценку, то в сфере проектирования социокультурных пространств, в сфере музейной сценографии творчество занимает лишь 30%, а это значит, что создавать творческий продукт — это не только, а иногда и не столько про творчество. Без умения управлять творческим потоком, без структурированной мысли, без каркаса логики, без понимания многосоставности и мультидисциплинарности получить достойный результат творчества невозможно. Творческий продукт — это магия плюс логика.

Для кого мы это делаем? 

Следующим важным вопросом для нас, как акторов креативного действия является адресат — то есть ответ на вопрос о том, для кого мы это делаем. Для посетителя? Для пользователя? Для государства? Для себя? Разные адресаты имеют различные потребности, которые зачастую задают разнонаправленные векторы разработки продукта. В то же время, в креативных индустриях аудиторию бывает довольно сложно строго таргетировать, но делать это необходимо.

Проектирование эмоций 

Мы конкурируем не только с оффлайн проектами, мы конкурируем прежде всего с онлайн-реальностью, которая очень богата с точки зрения возможностей. И, при этом, человек постоянно повышает ставки потребления продуктов, ориентированных на включение эмоционального. Но эмоции мешают логическому восприятию, а значит не дают нам увидеть объективную картину. Кажется, что сегодня нет нужды в информации. Она доступна. Но и переизбыток (своего рода заваливание информацией, которое свойственно современности) и недостаток информации не дают человеку внятной картины мира. Важна структурность мысли, контекст и даже интерпретация.

Креативная команда

Единство или борьба противоположностей? Коммуникации и способ адаптации

Мультидисциплинарность, синтез дисциплин в творческой команде создаёт сложности во взаимодействии. Но в таких командах все постоянно учатся новому друг у друга. Нельзя найти хороший музей, который будет соответствовать ожиданиям команды. Если креативная команда хочет развиваться, она должна создавать очень разные проекты. Принцип нравится/не нравится в этом случае работает против развития профессионализма. Конечно, исключения есть, но они редки.

Научить творчеству невозможно, но можно помогать человеку совершенствовать навыки. Более того, я думаю, что в детском возрасте базис уже был или не был заложен. Во взрослом возрасте можно только развивать и поддерживать. А вот учиться структурировать мысль,Ю дисциплинировать поток никогда не поздно. Но, конечно, нужно прикладывать серьёзные усилия.

    Заявка на разработку проекта Давайте вместе сделаем ещё один замечательный проект!