Как музеи работают с запахами

Обоняние является одним из каналов передачи информации, который может эффективно использоваться в работе с посетителем в мультисенсорном пространстве. 

Ольфакторное сопровождение в музее — способ погружения посетителя в мир запахов того или иного экспоната, к эпохе которой он принадлежит. 

Прогрессивные зарубежные и отечественные музеи уделяют большое внимание созданию мультисенсорных экспозиций. Экспонаты на таких выставках можно трогать, нюхать и даже пробовать на вкус.

  • Выставка «Суть картины» (Национальный музей Прадо, Мадрид)

На картине Яна Брейгеля-старшего и Питера Пауля Рубенса «Аллегория обоняния» примерно 80-90 объектов, которые издают запахи. Кураторы выставки выбрали десять из этих объектов и установили специальные экраны рядом с картиной. Нажав на определённую цифру, посетитель выставки может ощутить аромат выбранного объекта, который распыляет специальный диффузор.

  •  Выставка «Ароматы в цвете» (Музей Маурицхёйс, Гаага)

Здесь можно почувствовать зловоние каналов Амстердама XVII века, аромат свежего накрахмаленного голландскими хозяйками белья или запах протухшей рыбы на рынке, замаскированный апельсинами. Чтобы ощутить ароматы из прошлого, посетителям нужно подойти к картине и нажать на педаль внизу.

  • Выставка «Александр Савинов. Миражи» (Музей русского импрессионизма, Москва)

Парфюмерные композиции позволяют почувствовать настроение трех картин — «Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице» и «Портрет молодой дамы» Александра Савинова, а также этюда «Слепцовка» к работе «Гармония» Виктора Борисова-Мусатова. 

  • Экспозиция «Природа эмоций, эмоции природы. Пушкинский литературный ландшафт» (Пушкинский Заповедник, Псковская область)

Посетителю предлагается образное иммерсивное путешествие по многоликому пушкинскому пейзажу с помощью мультимедийных и интерактивных инсталляций. Для воздействия на разные органы чувств, предусмотрены также ольфакторные этикетки, которые содержат запахи Михайловского – прелая листва, спелые дыни и яблоки, морозное утро.

  • Инклюзивный бренд Pure Sense

Часто запахи используются в инклюзивных проектах. Коллаборации с брендами дают мощный социальный эффект — так, например, незрячие парфюмеры из Pure Sense являются авторами ароматов для выставок в московских музеях.

    Заявка на разработку проекта Давайте вместе сделаем ещё один замечательный проект!